Игумен Никон Белокобыльский, настоятель храма Архангела Михаила с. Федово Вышневолоцкого района
Вышневолоцкий след игумена Никона Белокобыльского.
Годы гонений на Русскую Православную церковь оставили заметный след в истории Вышневолоцкого района. Закрытие храмов и их разрушение несут яркий отпечаток в памяти старшего поколения. В эти годы мы обрели и своих мучеников за веру священника Пятницкой церкви г. Вышнего Волочка Владимира Мощанского и настоятеля Успенского храма с. Афимьино игумена Феодосия (Болдырева). В один ряд с этими молитвенниками за наш Вышневолоцкий край можно поставить и человека известного в истории Русской Православной церкви – игумена подворья Киево – Печерского монастыря в Ленинграде Никона (Белокобыльского).
Информация о нём скудна и противоречива, что объясняется зачастую не только скромностью самого монаха, но и малым количеством источников зачастую противоречащих друг другу.
Изданий посвящённых жизни игумена всего шесть. Два из них вышли на севере, в Коми, где отбывал ссылку о. Никон, три в Санкт – Петербурге и одно в Москве. Картина жизни игумена из них складывается следующая. Игумен Никон, в миру Никита (по другим источникам Дмитрий) Леонтьевич Белокобыльский родился 18 мая 1878 г. в селе Демино Воронежской губернии. Окончил церковно – приходскую школу. Пострижен в мантию в именем Никон, рукоположен во иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита. В период с 1928 по 1930 г. являлся игуменом подворья Киево – Печерской Лавры в Санкт – Петербурге (Ленинграде). В ночь с 22 на 23 августа 1930 г. арестован. Проходил по делу «иосифлян», по другим источникам по делу ленинградского отделения Истинно Православной церкви.
«Регистрационное дело прихода Архангела Михаила в с. Федово Вышневолоцкого района», хранящееся в фонде Уполномоченного по делам Русской Православной церкви в Тверском областном архиве, вносит ясность и существенно дополняет эту информацию. К делу приложен интереснейший документ, по которому можно проследить весь монашеский путь игумена Никона – это «Анкета служителя культа». Приведём её полностью: «Белокобыльский Никон Леонтьевич, игумен, 1878 год 28 мая. Родился в Воронежской области Валуйского уезда Вайделевской (? - неразборчиво) волости село Яропольцы. С 1897 г. в Валуйском монастыре Воронежской области. С 1901 г. в Киево – Печерской Лавре. 1909 год – рясофор, 1911 год – монашество, 1913 – иеродиаконство, с 1914 года иподиаон при киевских митрополитах Флавиане, Владимире, Антонии до 1920 г. В 1920 году - иеромонах, 1921 год - набедренник, 1922 – наперсный крест, с 1923 года духовником при Великой церкви. С 1925 года возведён в сан игумена с награждением палицей. На оккупированной территории не находился».
Интересно упоминание в анкете имени митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), впоследствии принявшего мученический венец от рук безбожников. В 1915 г. Санкт – Петербургский митрополит, из-за разногласий с Императрицей Александрой Фёдоровной – он не одобрял близость к царской семье «старца» Григория Распутина - был назначен на Киевскую кафедру. Так с судьбой Киевского митрополита оказалась тесно связана судьба иеродиакона Никона.
Этот же период жизни игумена он сам довольно подробно описал в потрясающем и не имеющем аналогов документе, который коротко и ясно назван «Моя исповедь». Документ интересен не только тем, что проливает свет на судьбу игумена, но и тем, что является свидетельством из первых рук о жизненном и мученическом пути о. Никона.
«Я сын Николаевского солдата, защитника Севастополя в 1855 г. - пишет о. Никон в своей «Исповеди». – Призван на 15 лет, а служил 7 лет, ему защитали (здесь и далее текст дан с орфографией источника – Д.И.) за год, он был в осаде. Нас было три сына, 2 женаты, я пожелал уйти в монастырь, не захотел работать помещикам и зажиточным крестьянам. Мать меня отвезла в монастырь в 30 верстах от села, я прожил там 4 года. Во мне оказался хороший тенор. Монастырь был заштатный, а я уже взрослый, денег давали 40 рублей в год на своём иждивении кроме квартиры-стола. И я в 1901 году поехал в Киев, где принят был в певчие при Великой церкви, где получал круглый год 25 рублей в месяц, питание отличное, квартира с отоплением и освящением. Хлеб, квас в неограниченном количестве. С 1901 г. по 14 жил безвыездно, с 1914 выезжал с митрополитом в Санкт – Петербург на зимнюю сессию, а весной к 14 мая приезжал ко дню коронации Николая 2-го и лето жил в Киеве. Митрополит Флавиан в 1915 г. в ноябре месяце умирает. Назначен митрополит Владимир. Меня вызывает в Петроград на подворье митрополит Владимир. Я там с ним живу по 1917 год, по революцию. Она меня застала в Петрограде и которая Октябрьская. Меня вызывает в Киев митрополит Владимир в 1917 г. 23 декабря, живу в Лавре по 23 год».
После вступления на Киевскую кафедру Митрополит Владимир, как первенствующий в Святейшем Синоде находится в Петрограде. Вместе с ним, как мы видим из свидетельства о. Никона, находится и сам будущий игумен. В 1917 г., после октябрьского переворота в церкви на Украине начинается раскол, часть духовенства, ведомая архиепископом Алексием (Дородницыным) образуют т.н. «всеукраинскую церковную раду» и призывают не пускать митрополита на вручённую ему кафедру.
Остаётся открытым вопрос, присутствовал ли тогда ещё иеродиакон Никон вместе со своим митрополитом на Всероссийском церковном Соборе в Москве и выборах Патриарха Тихона. Игумен Никон пишет, что октябрьская революция настигла его в Петрограде, а 23 декабря 1917 г. Митрополит Владимир вызвал его в Киевскую Лавру, где он стал свидетелем и последующих кровавых событий.
В январе 1918 г. в Киев пришла гражданская война, с 15 января большевики начали обстреливать Лавру, сильно пострадала Великая лаврская церковь. 23 января большевики овладели Лаврой, начались насилия и варварства в захваченной обители. Так красные матросы надругались над мощами преподобных, покоящихся в лаврских пещерах. Они выбрасывали мощи из гробниц, резали их кинжалами, прокалывали штыками, а затем ставили их на голову…
В ночь с 25 на 26 января 1918 г. осатаневшие большевики расстреляли владыку Владимира, перед расстрелом его пытали. На его теле были обнаружены многочисленные колотые и резаные раны. Так, священномученик Владимир Митрополит Киевский стал одним из первых мучеников церкви Христовой.
Свидетелем кровавых событий, связанных со смертью митрополита Владимира стал и его иеродиакон Никон, в своих воспоминаниях он не описывает этот факт. Но в анкете он прописывает своё служение именно при законном митрополите Владимире, а не при самовольно занявшем кафедру Алексие (Доброницыне), тем самым, относя себя к числу сторонников митрополита - мученика.
В Киеве, рукоположенный в 1920 г. во иеромонаха о. Никон жил до 1923 г. Затем он переезжает в Лениград, где и начинается его мученическая голгофа: «Меня церковный совет города Ленина Киевского подворья приглашают в качестве иеромонаха и живу там по 30 год. 23 августа нас всех живущих на подворье лишают свободы, кроме 3-х и судит нас тройка, меня в концлагерь на 3 года и ещё 7 человек в Соловецкие лагеря, а остальных на вольную ссылку» - пишет игумен Никон в своей исповеди.
Теперь давайте вернёмся к источникам, касающимся дальнейшей судьбы игумена. 11 декабря того же года приговорён к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, по другим источникам – к 3 или 4 годам ссылки на Север. С 1930 по 1933 гг. находился в ссылке в с. Визинга Коми Автономного округа. По одним источникам 11 июня 1932 г. освобождён с ограничением проживания на оставшийся срок. По другим – в январе (или весной) 1933 г. был арестован в ссылке. 14 октября 1933 г. приговорён к 3 годам лишения свободы по обвинению в «свержении советской власти путём вооружённого восстания». Отбывал наказание в 1933 г. в тюрьме г. Сыктывкара. Согласно третьим источникам проходил по деду «Союза возрождения крестьянства», за что был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Дальнейшая судьба неизвестна.
А вот что пишет об этом сам о. Никон: «Я потерял ногу и меня как инвалида выслали на вольную ссылку в Коми – Зыря, где дали ещё срок 3 года, сидел в Устьивольской тюрьме год и 15 дней. Я был болен, выпустили меня из заключения, я попал на комиссию и меня освободили условно-досрочно по инвалидности. Получил так же паспорт на 3 месяца в 1934 г. Я вернулся, 2 месяца жил в Новгороде, заслуживал себе годовой паспорт, работал печником при милиции, с сентября уехал в Ленинград. 10 месяцев жил без прописки почти».
Итак, шесть различных источников, указывают самую противоречивую информацию, и все как один останавливаются на 1933 г. Больше никакой информации они не приводят. Но в другом солидным издании по истории церкви - книге игумена Дамаскина (Орловского) «Новомученики и исповедники Российские XX столетия» так же отыскивается след о. Никона. В жизнеописании священномученика игумена Феодосия (Болдырева), служившего с 1935 по 1937 гг. в с. Афимьино Вышневолоцкого района, содержится информация, способная пролить свет на дальнейшую судьбу о. игумена.
22 декабря 1937 г. помощник уполномоченного Вышневолоцкого управления госбезопасности допрашивал арестованного накануне отца Феодосия. Приведём цитату из протокла допроса: «- Когда вы прибыли в Вышневолоцкий район в деревню Афимьино? – В деревню Афимьино я прибыл из села Елань – Колено Воронежской области; причиной приезда послужило письмо моего товарища Белокобыльского Никона Леонтьевича, который в то время служил в Пятницкой церкви; последний мне написал о том, что бы я приезжал, обещая устроить певчим. Где проживает Белокобыльский мне неизвестно».
Эти сведения дают основание сделать вывод, что следы игумена Никона нужно искать в Вышнем Волочке. О. Феодосий прямо указывает на храм, где служил игумен – Пятницкая церковь. На весь Вышневолоцкий район такой храм лишь один – храм Преображения Господня на старом кладбище в Вышнем Волочке, иначе называемый Пятницким. Информация же о селе Елань – Колено даёт нам основание думать, что священномученик и игумен Никон были знакомы с детства, т.к. и тот и другой родились в Воронежской губернии, только в соседних уездах Новохорпенском и Валуйском.
Однозначна лишь дата 1937 г. О. Феодосий сознательно подчеркнул, что не знает, где находится его друг и товарищ о. Никон. А ведь тот находился совсем рядом, как мы узнаем ниже – в одном городе с допрашиваемым священником – Вышнем Волочке.
Сам о. Никон о своём появлении в Вышнем Волочке и жизни в годы войны пишет следующее: «В 35 году и июле выехал в Донбасс к племяннику, там не прописали, приехал в Вышний Волочёк и жил по 38 год, выслан на станцию Гряды Октябрьской ж.д. В 40 году задержан в Лениграде. С собора (где он пел в хоре; возможно имеется в виду Николо – Морской собор в Санкт – Перебурге – Д.И.) меня взяли в губ. розыск, там меня продержали около 2 суток и освободили. Я ещё продолжал ездить в Ленинград, пел при храмах, получал за службу 25 рублей и жил припеваючи. 22 июня 1941 года война и 10 октября 1941 года я эвакуировался в Калининскую область. В Вышнем Волочке меня не прописали, был как раз приказ главно-командования Северо-Зап. фронта не прописывать. И я выехал в Спировский район село Ободово, где прожил 2,5 года. 1 апреля 1944 г. прописан на месяц, а в мае на постоянно»…
В 1944 г. начинается федовский период жизни игумена Никона. Регистрационное дело прихода Архангела Михаила в с. Федово Вышневолоцкого района содержит в себе несколько документов касающихся непосредственно самого о. игумена. Приход Архангела Михаила, богослужения в котором прекратились в 30-х гг., был вновь открыт в 1943 г. Но официальная регистрация общины произошла лишь 18 августа 1944 г. В воссозданный приход вошли Краснослонский, Федовский, Холохолёнский и Подольховский сельсоветы. Сюда и стал ходить петь на клиросе игумен Никон.
Вот его свидетельство: «И я ходил в храм в Федово и там пел и подрабатывал, а с 19 августа я служу в Федово. Обновленцем я не был, мой послужной список заверен секретарём Ленинградского Митрополита».
Сохранилось письмо о. Никона упономоченному по делам Русской Православной церкви В.И. Хевронову, где он просит разъяснить ему ситуацию сложившуюся на приходе с. Федово: «Василий Иванович! Моя покорнейшая просьба к Вам. Объясните мне пожалуйста. В селе Федово есть бывшая псаломщица Фессалоницкая Анна Владимировна. По всему приходу храма Архангела Михаила совершает требы, крестит, отпевает, молебны с водоосвящением и панихиды и никово и ничево не слушает. Ещё прозьба к Вам. Я человек монастырский, на приходе первый раз. Вы мне пишите, что я должен писать по делу храма или лично меня касающегося. Я не практик по этим делам. Устав, служба, это для меня знакомо. Я певец с голосом. Никон. Л. Белокобыльский».
К сожалению, и такие случаи в военной и послевоенной истории церкви бывали – некогда благословлённые, из-за отсутствия священника, совершать обряды благочестивые женщины продолжали их совершать и тогда, когда священник назначался в приход. С подобными случаями приходилось сталкиваться, даже в наше время, так в одном из приходов на Пасху мне довелось видеть такую картину: пожилая женщина окропляла святой водой пасхальную снедь перед самым началом ночной службы! Так что факт исполнения обрядов бывшей псаломщицей в Федовском приходе не вызывает удивления.
Другой документ, приложенный к делу рассказывает нам подробности ещё одного инцидента, довольно частого для того времени – переобложении продналогом священника и прихода. Приходы не только платили налоги государству, но и подписывались на т.н. заём, иногда превышавший возможности прихода. Именно поэтому 23 апреля 1945 г., накануне Пасхи, Хевронову от церковного совета поступил документ следующего содержания: «Просим Вас разрешения на обход прихода с иконами в Паску, так как церковь имеет малои доходы, но церковь для помощи государству подписали на заём в сумме 25 000 рублей, а тоже имеет другия помощи детям фронтовиков, епархии, а тоже госналоги, а посему просим Вас оказат содействие в нашей прозбы просим неотказат. Ждём вашего ответа».
Старшее поколение хорошо помнит о т.н. «хлебных карточках», действовавших на территории Союза в годы войны и после неё. Так 28 декабря 1945 г. исполком Вышневолоцкого райсовета сообщил В.И. Хевронову, что дано указание на выдачу хлебных талонов о. Никону и другим служащим Федовского храма.
А в самом начале 1946 г. с именем о. Никона связана ещё одна история с налогами, точнее с их переобложением. 10 января 1946 г. в адрес заведующего облфо тов. Гольцова уполномоченный направил заявление о. Никона по поводу переобложения его налогом. Ответ последовал лишь 8 мая 1946 г. Приведём его полностью, так как он интересен ещё и тем, что содержит информацию касающуюся условий жизни о. игумена, а так же сведений о доходах Федовского прихода.
Думаю, документ говорит сам за себя: «Рассмотрев заявление и представленный райфинотделом материал по обложению налогами служителя религиозного культа за 1945 год гр. Белокобыльского, калининской облфинотдел установил: Гр. Белокобыльский привлечен к обложению налогами по доходам, полученным от исполнения религиозных обрядов в Федовской церкви и сельского хозяйства (имеет корову). Облагаемый доход райфинотделом за 1945 год первоначально установлен в сумме 44 836 руб. Начислено и предъявлено к уплате за 1945 год подоходного налога 16 976 руб. и военного налога 16 976 руб. По предложению Облфо обложение налогами гр. Белокобыльского райфинотделом пересмотрено и облагаемый доход установлен от исполнения религиозных обрядов 23 040 руб. Тогда как в поданной декларации сам налогоплательщик (гр. Белокобыльский), показал, что доход от исполнения религиозных обрядов за 1945 год получил 24 000 руб. Ввиду чего облфинотдел предлагает В.Волоцкому райфинотделу обложение налогами за 1945 год гр. Белокобыльского пересмотреть и установить доход, от исполнения религиозных обрядов 24 000 руб. натур. выгоды (проживание в бесплатной квартире с коммунальными услугами) в месяц 150 руб., а в год 1800 руб. (акт опроса от 6 марта 1945 года) и от сельского хозяйства (корова) по нормам доходности 4600 руб. Весь облагаемый доход составит 30 400 руб. с которого исчислить и предъявить к оплате за 1945 год подоходного налога 9758 руб. и военного налога 9758 руб. Внести исправления в лицевом счете гр. Белокобыльского. В своем заявлении гр. Белокобыльский просил пересмотреть обложение и снизить ему налог. Обложение пересмотрено, облагаемый налог снижен на 14 436 руб. Жалобу гр. Белокобыльского считать удовлетворенной. Зав. облфо Гольцов. Нач. налогового отдела Беляева»…
В том самом 1946 г. престарелому игумену исполнилось 67 лет. Жизнь его нельзя назвать лёгкой. Выходец из крестьянской семьи с молодости посвятивший себя служению Богу и людям, избравший путь монашества, отец Никон перенёс все тяготы и лишения, выпавшие на долю русского народа и Православной церкви в страшные годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. Перенёс и не был сломлен. Удивительно, как он, не страшась по видимому уже ничего, описал уполномоченному все свои испытания. Другой бы, наверное, и скрыл бы своё прошлое, а он вот написал. И В.И. Хевронов не пустил его письмо на макулатуру, что порой делал и с более важными документами, а приложил к делу. Почему? Видно на это были свои мотивы…
Но этим документом отец Никон оставил память о себе и о своём крестном пути, оставил след в истории нашей Вышневолоцкой земли. Он ушёл, возможно где то на федовском погосте затерялась его неприметная могила, но память осталась – память о подвиге во имя веры, о жизни со Христом, с Которым не страшны тяготы и лишения войн и гонений.
Денис Ивлев.
При подготовке материала использованы документы Тверского областного архива, а так же книги «Новые мученики Российские» (протоиерей М. Польский, Минск, 2004 г.) и «Новомученики и исповедники Российские XX столетия»(игумен Дамаскин (Орловский), Тверь) и сайты Православного Свято – Тихоновского Богословского института и СПб отделения общества «Мемориал».
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы П.С. Иванову, г. Тверь.
Уважаемые читатели, если Вам известно, что либо о годах служения игумена Никона в с. Федово или имеются другие фото или письменные материалы, касающиеся истории прихода храма Архангела Михаила в с. Федово просьба написать в адрес редакции «Земли Вышневолоцкой» или по адресу г. Вышний Волочёк, ул. Степана Разина, д. 1, кв. 14 Ивлеву Денису Михайловичу.
Назад к списку