Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Василий Иванович Бажанов, староста Георгиевско-Чудинского прихода, владелец имения Чёрный Ручей
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Василий Иванович Бажанов, староста Георгиевско-Чудинского прихода, владелец имения Чёрный Ручей

"Мой отец Василий Иванович Бажанов..."

            Сельцо Чёрный Ручей - одна из тех деревень спировской глубинки, которые вскоре закончат своё существование и навсегда исчезнут с лица земли. А некогда это было известное на всю округу селение, рядом с ним располагалась старинная дворянская усадьба. В разное время ею владели участник Тверского ополчения 1812 г. и заграничного похода Русской армии Н.Е. Карачинский, выпускник Царско - Сельского Лицея, участник Руско - Турецкой войны и подавления Первого польского восстания В.Б. Энгельгардт, Вышневолоцкий купец А.В. Макаров и "помещик из крестьян" Василий Иванович Бажанов. Его сын Борис Васильевич - личность незаурядная, в 1914 г. он начал переписываться с К.Э. Циолковским, дружил с учёным и даже гостил у него. Поступив в МГУ на исторический факультет в 1917 г., он не смог его закончить -  судьба готовила ему службу библиотекаря в Твери. Подводя итоги своей жизни Борис Васильевич составил целую книгу воспоминаний, в которой особое место уделил он своему отцу Василию Ивановичу Бажанову и жизни в имении Чёрный Ручей. Листая пожелтевшие страницы машинописи, переносишься в то время, когда в истории старинной усадьбы Чёрный Ручей произошёл коренной перелом.

            А началось всё в 1871 г. В селе Филиппова Гора           Демянского уезда Новгородской губернии в семье разбогатевшего крестьянина Ивана Бажанова родился будущий последний владелец имения Чёрный Ручей Василий Бажанов. С молоком матери впитал в себя Василий уважение к крестьянскому труду и любовь к своей малой родине. Не раз бывал он с родителями в Ниловой пустыни на Селигере. И красоту сердца русской земли всегда хранил в своём сердце Василий Иванович.

            Прошли годы, и в жизни Василия Бажанова началась новая страница. "Мой отец Василий Иванович Бажанов, - вспоминает Борис Васильевич Бажанов, - был из разбогатевшей крестьянской семьи из села Филиппова Гора Демянского уезда Новгородской губернии. Мать Екатерина Алексеевна (1896 - 1922 гг.), по паспорту - мещанка г. Судогды Владимирской губернии. У её отца, Добровольского, был стекольный завод близ д. Лукино Вышневолоцкого уезда Твескрской губернии. Когда моя мать вышла замуж, братья купили ей в приданное у Вышневолоцкого купца Александра Макарова бывшее поместье баронов Энгельгардтов (300 десятин) недалеко от Лукинского завода, между с. Матвеево и д. Чёрный Ручей. По имени этой деревни наше поместье называлось тоже Чёрный Ручей".

            Господский дом располагался на высоком холме в берёзовой роще. На север и на запад от дома расходились тополиные аллеи к небольшому озеру, устроенному благодаря запруде на полноводном ручье и к пруду на другом конце парка. Жительница д. Важайново Соловьёва Т.Ф. вспоминала, что ходили в Чёрный Ручей по запруде, а на озере погожими летними днями катались на лодках барчуки.

            "У меня было 2 брата и 4 сестры, - вспоминает Б.В. Бажанов, - 1 сестра и 1 брат умерли ещё маленькими, другие живы до сих пор (на 1974 г. - Д.И.). Мы вместе жили и учились до 1918 г., зимой - в г. Твери, летом - в своём имении... Жили мы сытно и дико. Редко выезжали куда – ни будь, ещё реже к нам кто – ни будь заезжал. Мы росли на попечении нянь добрых и глупых. От них мы усвоили веру в домовых и упырей, в колдунов и знахарок. Мир нам представлялся населённым нечистой силой, которая занимается лишь тем, что строит козни людям. Мы боялись тёмной комнаты, боялись днём остаться одному в комнате."

  Василий Иванович сам будучи человеком образованным и начитанным, стремился дать своим детям хорошее образование. "Отец выписывал журналы для "семейного чтения": "Ниву", "Родину", "Север", "Семью". В них печатались и романы, и рассказы, и "популярно - научные очерки" из истории, географии, естественных наук. В приложение к ним давались собрания сочинений русских писателей. Среди них были: Пушкин, Гоголь, Жуковский, Тургенев, Чехов, Лесков, Владимир Соловьёв и сборники романов писателей, которые теперь забыты, но в то время вызывали толки и споры: Поталенко, Светлов, Красницкий, Лавров и др.

До поступления в школу я прочёл и эти книги, и всё, что было из книг в доме, в том числе Библию и "Домашний лечебник". Многое я, конечно, не понимал, или понимал упрощённо. Например, плакал, читая, как бедного Чичикова посадили в тюрьму.(...)

Из книг я узнал много нового о жизни и о людях. Большею частью то, что было об этом в книгах, противоречило тому, что я слышал от окружающих. Помню, что в таких случаях я всегда становился на сторону книги. Однажды за чаем мать рассказывала отцу, что наша няня Катерина умеет заговаривать кровь. Вчера на кухне сестра Шура обрезала себе палец. Все забегали, не знали, что делать, а няня Катерина пришла, пошептала над Шурой и кровь остановилась, - сразу остановилась! Мать сама видела!  - Я не вытерпел и вмешался (чего у нас не дозволялось), сказал, что кровь и без няни Катерины остановилась бы, всё равно остановилась бы, потому что кровь свёртывается. - Откуда знаю? - Прочёл в книге.

Отец помолчал, потом сказал: "С сих пор учить больших ?!" - и велел мне сесть на стул под часами: сиди, пока часы не пробьют ( такое было у нас наказание для нас)".

            В семье Василий Иванович сохранял патриархальный уклад. Но в хозяйстве "помещик из крестьян" применял новейшие изобретения и технологии, создав возможно первое в Песчаницкой волости фермерское хозяйство. При Бажанове - старшем в имении из хозяйственных помещений действовали: курятник, кирпичная рига, гумно. Вспоминают, что при имении была построена маслобойня, но в описи 1922 г. она не значится.

            Помнил Бажанов и свои крестьянские корни. Вместе со своими сезонными рабочими он выходил работать в поле, с удовольствием копался в огороде, разбил на берегу Чёрного Ручья сад. Среди местных жителей он получил прозвание Добрый барин. С равными себе он был строг и требователен, а людьми младше себя по званию добр и справедлив, недаром в 1910 г. он был избран приходским старостой.

            Но может быть этому послужило и событие, произошедшее немногим ранее в 1909 г. Жительница с. Матвеево Петрова Анна Васильевна вспоминала, что на Нилов день 9 июня Василий Иванович привёз на чёрной пролётке в матвееский храм икону Нила Столобенского с частицей его мощей. Староста прихода Алексей Терентьевич Умнов, помогал Бажанову организовать в Матвееве праздник. Благодаря его стараниям было организовано богослужение, на которое собралось окрестное духовенство, крестный ход и ярмарка на площади перед храмами. С тех пор до 1931 г. ярмарка и крестный ход с иконой проходили каждый Нилов день, а сам праздник стал считаться престольным.

            Но, судя по надписи на обороте иконы, образ был освящён в Ниловой пустыни 21 января 1911 г.

            И лишь тот, кто вчитывался в надпись в правом нижнем углу иконы, понимал истинную причину события. "Образ св. прп. Нила Столобенского Чудотворца сооружён демяновским землевладельцем Василием Бажановым по особому промыслу Божию явившему в сонном видении угодника Божия 8 июля 1908 г.", - гласила надпись на иконе, ставшей по настоящему народной святыней.

            Но наступил год, когда тихой и по крестьянски размеренной жизни в имении пришёл конец.

  "В августе 1907 г. мать отвезла меня в Тверь и отдала в реальное училище. Почему в реальное? Потому что сыновья одного из моих дядей Николая Алексеевича Добровольского учились в реальном... В 1916 г. я окончил курс, даже с отличием. Весной 1917 г. я сдал при гимназии экзамен на аттестат зрелости, а осенью поступил в Московский университет на историко - филологический факультет... Занятия то и дело прерывались. Жить в Москве становилось и голодно, и холодно.

 Летом 1918 г. вернулся в Чёрный Ручей. Там тоже плохо, из - за ежедневных ссор с отцом. Мы оба считали, что другая сторона делает не то, что надо, и не так, как надо. Отношения у нас особо обострились, когда я надумал жениться. Отец объявил мне, что больше содержать меня не намерен, тем более с какой - то там женой. Мама тоже заявила, даже со слезами, что мой поступок - безумие: нам самим есть нечего, а я приведу ещё нахлебницу. Я оскорбился, бывало, сижу за столом и слова не вымолвлю, или хожу целый день по лесу и соображаю, куда бы податься из родного гнезда.

Однажды к отцу пришёл председатель нашего сельсовета Семёнов с объявлением, что Вышневолоцкий уездисполком требует нашего выселения. Мне вдруг стало ясно, что я должен делать. На другой день я пошёл в сельсовет и попросил выдать мне паспорт.

- Вы хотите уехать? - спросил меня тов. Семёнов, - Советую вам поступить в Красную Армию. Сейчас там предполагается большая работа по культпросвету: школы, театры, библиотеки, клубы, доклады. Вы легко там найдёте себе место по душе.

- Вы забываете, - сказал я, - что мой отец - помещик.

- Но сами вы - не помещик. Будете хорошо работать и никто вам не поставит в укор, кто ваш отец.

  Вечером я увязал свои учебники, отец отвёз меня на станцию, и я уехал из Чёрного Ручья в Тверь. Там я с помощью своих товарищей по реальному училищу, которые все очутились в больших людях, или около больших людей очень скоро и легко поступил на советскую службу."

23 августа 1918 г. Василия Ивановича Бажанова выселили из имения. Некоторое время он жил у своего управляющего Большакова Василия Михайловича в д. Чудины, но затем уехал в Тверь, где и поселился с семьёй на улице Скорбященской церкви в доме Лисициной. Борис Васильевич вспоминает: "В 1918 г. нас выселили и мы разбрелись по разным местам"...

Долгие три года Василий Иванович пытался отстоять своё право жить в имении, забрать свои вещи. Но местные чиновники просто вели с бывшим помещиком игру на выживание. И они её выиграли.

 Василий Иванович Бажанов скончался в 1921 г. в Твери, так и не отстояв право вернуться в ставшие ему родными места.

Судьба каждого человека - это страница истории нашей Родины, в ней как в зеркале отражаются все перипетии дней минувших. Василий Иванович Бажанов - личность неординарная в истории Георгиевско - Чудинского прихода и Вышневолоцкого уезда, в его судьбе отразились и крах империи, и революция, и разграбление его имения. Но не смотря на это он остался человеком, самим собой. И его сын в своих воспоминаниях, в которых чувствуется веяние советской эпохи, всё равно с гордостью произносит: "Мой отец - Василий Иванович Бажанов".

Денис Ивлев, краевед.
   


Назад к списку