Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Вышневолоцкий г/о. Афимьино, село Храм Успения Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вышневолоцкий г/о. Афимьино, село Храм Успения Пресвятой Богородицы

Вышневолоцкий район, с. Афимьино, Успенский храм

Успенская церковь в с. Афимьино.

Творение Саввы Чевакинского?

2021 год – 270 лет завершения строительства храма.

2022 год – 270 лет освящения Успенского храма с. Афимьино.

Один из старейших каменных храмов Вышневолоцкой земли расположился в стороне от федеральной автодороги Москва - Санкт-Петербург на территории усадьбы Афимьино. Не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, а так же серьёзные утраты в архитектурном облике, Успенская церковь с. Афимьино представляет собой один из немногих памятников в стиле барокко, связанных с именем выдающегося архитектора Саввы Ивановича Чевакинского.

Герб рода Тыртовых

В страховых описях начала XX в. храм в с. Афимьино описывался так: «Успенская церковь – каменная, на кирпичном цоколе, снаружи оштукатурена и окрашена известкой, внутри разделана орнаментами и медалионами масляною краскою, а так же и панели внутри храма окрашены масляною краскою. Длина церкви считая и колокольню 13 сажен, наибольшая ширина 8 сажен, высота до верха карниза 4 сажени 1 аршин, на церкви имеется одна главка побольше и четыре маленьких, все они (украшены) фальшивыми окнами. Окон в храме больших 12 штук, малых 6 штук, с железными решетками, дверей наружных, створчатых, обитых железом 3 штуки, внутренних деревянных 4 штуки и стеклянных 2 штуки. Иконостас длиною 7 сажен, высотою 2 сажени (оценен в 2520 руб), церковь отапливается одною калориферною печью с воздушными камерами. Колокольня в 4 яруса, общею высотою до верха карниза 9 сажень 2 аршина. Церковь построена в 1751 г. Строение замечательной прочности и находится в прекрасном виде. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 20 000 руб.».[1]

В XVII – начале XVIII в. село Афьмино с деревянным храмом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца входило в состав Новоторжского уезда. В первой половине XVIII в. селом владел «киевского гарнизона Стародубского полку» полковник Никита Петрович Тыртов. В 1730 г. в деревянную Успенскую церковь он сделал вклад – писанный полууставом с киноварью синодик в кожаном переплёте. На нем имелась дарственная надпись: «Сочинися сей синодик от создания мира 7238 году от Рождества Христова 1730 октомбрия в 1 день Новоторжскогаго уезду села Афимьино к тоя же церкви святаго и всечестная храма Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии честнаго и славного Успения господином полковником Никитою Петровичем Тыртовым что в киевском гарнизоне в Стародубском полку собственным его тщанием, коштом и иждивением».[2]

Наследником Никиты Петровича стал его сын «воронежского пехотного полку подполковник Афанасий Никитин сын Тыртов». Владельцем усадьбы он стал после кончины отца, которая последовала 19 мая 1743 г.[3] Эта дата важна для определения времени построения каменной Успенской церкви. Тщанием Афанасия Никитича, как следует из архиерейской грамоты, взамен обветшавшей деревянной церкви была выстрена «вновь каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделы святых Николая Архиепископа и преподобного Сергия Радонежского и Александра Свирского чудотворца и церковным благолепием по надлежащему украшена».

Савва Иванович Чевакинский

Начало строительства храма в Афимьино стоит датировать не раньше 1743 г. Это время расцвета творчества выдающегося столичного архитектора и мастера барокко времен Елизаветы Петровны Саввы Ивановича Чевакинского. Родом архитектор был из усадьбы, располагавшейся в полутора десятках вёрст от села Афимьино – Вёшки Новоторжского уезда и с владельцами соседних дворянских гнёзд был знаком. Тыртовы так же были владельцами и пограничных с Вёшками земель в погосте Ильинском Зашегринье.[4] Род Тыртовых был известен в этих местах ещё с XVII в., отличался он и финансовым благосостоянием. Поэтому исключить возможность заказа столичному архитектору и соседу по поместьям проекта небольшой усадебной церкви нельзя.

Чевакинский часто проезжал мимо Афимьино по старой Петербурго-Московской дороге по делам в имение, зная и о положении дел в Афимьино, где развернулось стротельство. К тому же в 1740-х гг. в соседнем Вышнем Волочке решался вопрос о построении каменной Казанской церкви и сосед Чевакинского по Санкт-Петербугскому району собора Исаакия Далматского «вышневолоцких каналов и слюзов содержатель» Михаил Иванович Сердюков писал о планах постройки каменного храма. Проект Казанского соборного храма в Вышнем Волочке по мнению авторитетного искусствоведа Г.К. Смирнова с определенной долей вероятности принадлежит руке Саввы Ивановича Чевакинского.[5] И надо полагать, что создан он одновременно с постройкой церкви в Афимьино.

В архитектуре Успенской церкви в Афимьино нашли отражение самые свежие архитектрные веяния столичных построек. В это время Савва Чевакинский перестраивает после пожара здание Кунсткамеры, а посему стоит обратить внимание при сравнении архитектуры Афимьинской церкви на это произведение главного архитектора Адмиралтейств коллегии. Церковь в Афимьино не только имела отделку фасадов, соответствующую веянию времени, но и традиционное и любимое императрицей Елизаветой пятиглавие, которое снова вернулось в русскую архитектуру именно благодаря творчеству Саввы Ивановича Чевакинского. Это весомый факт в пользу его авторства в проекте Успенской церкви. Храм в Афимьино намного опередил по времени аналогичные постройки в Новгородских землях. И является совершенно очевидным произведением зрелого и крупного мастера, такого, как Савва Чевакинский.

Афимьино. Успенский храм. Фото нач. XX в.

Можно привести и примеры использования архитектурных приёмов оформления Успенской церкви в Афимьино в более поздних культовых постройках Чевакинского. При сравнении существующей в с. Дылицы в усадьбе Елизаветино Владимирской церкви особенно выделяеются центральные части северного и южного фасадов храма, трапезной и алтарной апсиды, а так же открытой паперти под колокольней в западм конце храма. Церковь в Дылицах построена во второй половине 1750-х гг. – начале 1760-х гг. и освящена в 1765-1766 гг. в честь Владимирской иконы Божией Матери.[6] Подобное оформление фасадов и алтарных апсид можно встретить так же и в храме Архангела Михаила в с. Хотилово, который бесспорно в 1763 г. проектировал С.И. Чевакинский.[7] Освящение храма в Хотиловском яму датируется 1768 г. Поразительное сходство этих двух проектов, приписываемых руке С.И. Чевакинского, с проектом церкви в Афимьино очевидно.

Очевидная связь прослеживается и между первоначальным эскизным проектом Петропавловской церкви в Заборовье с проектом храма в Афимьино. Строительство церкви в Заборовье началось в 1780 г.[8] В 1782 г. о церкви написано, что она «ещё строится».[9] Логично предположить, что использован был Афимьинский проект, адаптированный под мастеров-каменщиков, строивших храм. Однако, благодаря проекту церкви в Заборовье, мы можем представить какой изначально была колокольня церкви в Афимьино, т.к. существовавшая на начало XX в. колокольня явно не соответсовала первоначальному проекту, а явилась плодом поздней перестройки.

То, что Савва Чевакинский часто бывал в родной усадьбе, проезжая по старой Петербурго-Московской дороге как раз мимо села Афимьино, доказывает и факт его участия в строительстве Смоленского храма соседнего села Выдропужска в 1756-1779 гг. Освящен Смоленский храм, спроектированный С.И. Чевакинским, в 1784 г.[10] К сожалению, до наших дней исторической отделки фасадов храма не сохранилось, но при попытке реконструировать первоначальный облик храма снова становится очевидным схожесть авторского подчерка Чевакинского с храмом в Афьмьино.   

Афимьино. Восточный фасад храма

Завершение строительства каменного Успенского храма церковные документы и клировые ведомости датируют 1751 г. Согласно грамоте на освящение храма, которую подписал «Божиею милостию смиренный Стефан Архиепископ Великого Нова Града и Великих Лук», по завершении строительства церкви Афанасий Никитич «требовал на освящения тоя церкви с приделы от нас благословения».[11]

В докладе духовной консистории, подготовленном специально по этому поводу, было сказано: «означенная де каменная церковь с приделы по освидетельствованию определённых от новоторжского духовного правления духовных персон и по присланной описи иконами, олтарными одеждами, священнослужительскими облачениями, книгами и прочим церковным благолепием убраны и ко освящению никакого препятствия не имеется». Рассмотрев доклад консистории, владыка Стефан определил Новоторжского Борисоглебского монастыря Адриану «Божественного смирения пастырское благословение… оную новоустроенную церковь с тремя приделы, ежели подлинно все ко освящению… утварью исправлено и препятствий к тому никакого не имеется, пречестности твоей по церковному чиноположению во объявленныя именования освятить благословляем».

Четыре антиминса в Торжок доставил священник Матфей Никитин, а вместе с ними и грамоту «данную в Великом Нове граде лета от Сотворения Мира ЗСУ, по воплощения же Божия Слова 1752 месяца Марта 19 дня». Один из древних антиминсов – особых платов для совершения литургии, хранившийся на престоле Святителя Николая, подтверждает дату освящения храма – 1752 г. Антиминс был священнодействован «повелением благочестивейшей самодержавнейшей Великой Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны всея России» Новгородским архиепископом Амвросием 7 июля 1744 г. и передан в храм по благословению его преемника архиепископа Стефана 18 марта 1752 г.[12] Таким образом, освящение престолов храма Успения Пресвятой Богородицы состоялось в марте 1752 г.

Афимьино. Успенский храм. Эскизный проект реставрации В.И. ЯкубениВ для центрального Успенского придела «помещица Тыртова» пожертвовала «икону Успения Пресвятыя Богородицы». Её установили «в иконостасе, рядом с местною иконою Спасителя». Этот образ священнослужители села в начале XX в. описывали так: «длиною 1 аршин 9 ½ вершка, 1 аршин 6 вершков, письма иконного, в сребропозлащённой ризе 84 пробы, с таковыми же тремя венцами чеканной работы и тремя камнями два цвета зеленоватого, а один красноватого. Внизу на ризе надпись: «1814 г. августа 14 дня сделана риза серебряная и вызолочена по обещанию Орсения Афанасьевича Тыртова. Весу 12 фун. 29 золотников. Икона по приданию представляет точную копию с чудотворной иконы Киевской лавры. Пожертвована помещицей Тыртовой. По характеру письма относится к началу 17 столетия».[13]

Афанасий Никитич оказался не только строителем Афимьинского храма, но и храмосдателем Смоленской церкви в селе Тысяцкое Репочёвской волости под Торжком (ныне Кувшиновский район).[14] В «наследном владении» своей супруги Прасковьи Петровны, он в 1763 г. возвел храм в честь чтимой в тех местах Смоленской иконы, правда используя традиционный для тех мест церковный проект.[15]

После кончины строителя храма Афанасия Никитича Тыртова 24 марта 1774 г., в 1775 г. владельцем села стал его сын поручик Сергей Афанасьевич Тыртов (1747 – 6 октября 1827), который продолжил каменное строительство в усадьбе. В 1780-1800 гг. он соорудил каменный дом и ворота парадного двора, обращенные к храму. К западу от дома разбили парк, который спускался к запруженному ручью Шидловец.[16] Одновременно с усадебным домом С.А. Тыртов строит на Дворцовой площади Вышнего Волочка каменный жилой дом.[17] Чуть позже же внесли и некоторые изменения в облик храма. В 1797-98 гг. в стене между основным храмом и трапезной пробили два широких арочных проёма. После смерти С.А. Тыртова усадьба перешла братьям помещикам Широбоковым.

Много перемен, достроек и перестроек пронеслось над небольшим зданием Успенской церкви в с. Афимьино. Но до сих пор неразгаданными остаются период её постройки и  имя архитектора. Однако, найденные и приведенные в тексте сведения дают возможность не только точно датировать постройку храма, но и отнести её к творческому наследию выдающегося архитектора Саввы Ивановича Чевакинского.

Денис Ивлев, историк.

 

 

[1] РГИА, Ф. 799, Оп. 33, Д. 2023, ЛЛ. 31-32. Страховые описи храмов Вышневолоцкого уезда.

[2] ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, Л. 38 об. Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда.

[3] Юргин О. История дворянского рода Тыртовых из села Афимьино Вышневолоцкого уезда (новые факты)// Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА) № 9. Вышний Волочёк, 2006. – С. 156.

[4] В Ильинском Зашегринье погребены были современники Чевакинского майор Иван Петрович Тыртов: «1762 г. мая 28 представся раб Божий премиер-майор Иван Петрович Большой Тыртов, был ранен и погребен на сем месте июля 1 дня» и Анна Ивановна Тыртова: «девица, + 5 февраля 1789 г., 98 лет»// Русский провинциальный некрополь, Т. 1, Москва. 1914. – С. 881-882.

[5] Смирнов Г.К. Свод памятников архитектуры и монументального искусства Тверской области. Вышний Волочёк и Вышневолоцкий район. Москва, Индрик. 2013. - С. 119-120.

[6] Полянский В.А. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Дылицах// Савва Чевакинский – архитектор Российской империи. Москва – Вышний Волочёк, 2020. – С. 148-149.

[7] Ивлев Д.М., Андреев С.А. Михаил Сердюков и Савва Чевакинский в истории Хотиловской церкви// Савва Чевакинский – архитектор Российской империи. Москва – Вышний Волочёк, 2020. - С. 144.

[8] Ивлев Д. По Есеновической дороге. Интернет: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1178838.

[9] ГАТО Ф. 160, Оп. 1, Д. 16101, Л. 154. Ведомость Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Заборовскаго погоста о священно и церковнослужителях и их детях и о прочем учиненная 1782 года (лист 154 об). В Заборовском погосте церковь деревянная во имя Богоявления Господня с пределом Рождества Пресвятыя Богородицы, в твердости, утварию довольна, построена в 1711 году, а каменная строится еще во имя святых апостол Петра и Павла.

[10] Петрова И.Б. Храм в Выдропужске// Савва Чевакинский – архитектор Российской империи. Москва – Вышний Волочёк, 2020. – С. 153.

[11] ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, Л. 38 об. Грамота на освящение храма следующего содержания: «Божиею милостию смиренный Стефан Архиепископ Великого Нова Града и Великих Лук приписному епархии нашей Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандриту Адриану Божественнаго смирения пастырское благословение поданным нам воронежского пехотного полку подполковника Афанасия Никитина сына Тыртова … объявляя: в вотчинном де ево Новоторжскаго уезда в селе Афимьино построенная вместо обветшавшей деревянной во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца церкви вновь каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделы святых Николая Архиепископа и преподобного Сергия Радонежского и Александра Свирского чудотворца церковным благолепием по надлежащему украшены: требовал освящения тоя церкви с приделы от нас благословения. А в поданном нам из духовной нашей консистории докладе показано: означенная де каменная церковь с приделы по освидетельствованию определённых от Новоторжского духовного правления духовных персон и по присланной описи святыми иконами, олтарными одеждами, священноцерковнослужительскими облачениями, книгами и прочим церковным благолепием убраны и ко освящению никакого припятствия не имеется. Того ради мы оную новоустроенную каменную церковь с тремя приделы ежели подлинно всё ко освящению по сим правым … утварью исправлено и препятствий к тому никакого не имеется пречестности твоей по церковному чиноположению во объявленныя именования освятить благословляем. И для того освященные четыре антиминса Бежецкия пятины Иванского (дальше неразборчиво) погоста церкви Рождества Иоанна Предтечи со священником Матфеем Никитиным к пречестности Твоей от нас посланы. Дана в Великом Нове граде лета от сотворения мира ЗСУ, по воплощения же Божия Слова 1752  месяца Марта 19 дня».

[12]Там же, Л. 36. В левом приделе св. Николая «Антиминс холщёвый» с надписью: «Сей антиминс сие есть трапеза священная ко приношению безкровной жертвы в божественной литургии освятися благодатию Пресвятаго и Животворящего Духа. Сего ради имеет быть священнодействован в храм Николая Архиепископа Мирликийского». Внизу надпись «Повелением благочестивейшей самодержавнейшей Великой Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны всея России и Благословением Святейшего Правительствующего Синода священндействован Преосвященным Амвросием Архиепископом Новгородским и Великолуцким в лето от мероздания 7252 от Рождества же Христова 1744 индикта 7 месяца июля в 19 день Божиею Милостию смиренный Стефан Архиепископ Великого Новаграда и Великих Лук 1752 года 18 марта.

[13] Там же, Л. 36 об.

[14] Юргин О. История дворянского рода Тыртовых из села Афимьино Вышневолоцкого уезда (новые факты)// Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА) № 9. Вышний Волочёк, 2006. – С. 156-157.

[15] Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. – С. 593.

[16] Смирнов Г.К. Свод памятников архитектуры и монументального искусства Тверской области. Вышний Волочёк и Вышневолоцкий район. Москва, Индрик. 2013. – С. 607.

[17] Смирнов Г.К. Свод памятников архитектуры и монументального искусства Тверской области. Вышний Волочёк и Вышневолоцкий район. Москва, Индрик. 2013. – С. 339-341.


Назад к списку