Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. Храм-колокольня преп. Ефрема Сирина и муч. Неонилы.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. Храм-колокольня преп. Ефрема Сирина и муч. Неонилы.

Храм-колокольня в Казанском женском монастыре и её архитектор.

2017 год. – 145 лет с момента основания Казанского женского монастыря в г. Вышний Волочёк.

2018 год – 130 лет с момента освящения храма-колокльни в часть преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы в Казанском монастыре.

Колокольня Казанского женского монастыря в Вышнем ВолочкеОдой из высотных доминант Вышнего Волочка является храм-колокольня в честь свв. Преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы в Казанском женском монастыре. В 2018 г. ему исполнилось 130 лет с момента освящения. И хоть казалось, что история создания колокольни в Казанском монастыре давно известна, благодаря книге «Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышняго Волочка Тверской губернии», изданной в 1890 г., архивные документы таят в себе ещё много нового для вдумчивого исследователя.

Краеведение, как наука, не может существовать без архивных изысканий. Мало собирать воспоминания и предания, а так же читать краеведческую литературу. Главное таится именно в архивах, будь то личные, государственные, муниципальные. По ним мы можем изучить историю, открывать и познавать неизведанные страницы. Сегодня мы поговорим на основе архивных документов об истории храма-колокольни в Казанском женском монастыре и узнаем то, что было опущено в дореволюционных изданиях такого, что интересно нам – живущим спустя сто с лишним лет.

О строительстве храма-колокольни в Казанском женском монастыре Вышнего Волочка в дореволюционных книгах об обители сказано весьма скромно. «Сказания о Казанской обители» описывает закладку колокольни в 1883 г. следующим образом: «Высокопреосвященнейший Исидор, Митрополит Санкт-Петербургский … прибыл в обитель в 12 часу ночи и пробыл в ней 21 и 22 число (имеется в виду май 1883 г. – Д.И.)… Двухдневное пребывание Высокопреосвященнейшего … в Вышневолочской обители дало ему возможность подробно осмотреть в ней все… В воскресенье … он по просьбе м. игумении и Е.Н. Сивохина сделал это обозрение. Он начал с того, что благословил место, на котором Сивохин предполагал устроить каменную колокольню, и сказал строителю: «Делайте с Богом; доброе дело; вас Господь не оставит»1.

Есть упоминание о дате освящения и воздвижения крестов на новую колокольню в книге «Жизнеописание основательницы Вышневолоцкаго Казанскаго монастыря игумении Досифеи»: «…великий благодетель обители – Григорий Германович Германов… в последний раз приехал больнехонек, на 22-е октября 1886 г.; тогда поднимали кресты на колокольню. Смотрел на торжество и плакал, чувствуя, что ему больше уже не приехать к нам»2.

О завершении строительства в «Сказании о Казанской обители» сказано ещё более коротко: «Последним его (Сивохина – Д.И.) благодеянием были два пожертвования: а) устройство прекрасной каменной в 35 сажен вышиною колокольни (73,5 м. – Д.И.) и ней теплаго храма во имя преподобнаго Ефрема Сирина и мученицы Неонилы; а вод колокольнею устроен склеп для погребения его и супруги его, и б) устройство двухэтажного корпуса для лечебницы и богадельни. Храм этот освящён Высокопреосвященнейшим Саввою 28 января 1887 г. в присутствии начальника губернии Афанасия Николаевича Сомова, самого Сивохина и супруги его и некоторых других благотворителей и множества богомольцев. На устройство колокольни и храма со всеми принадлежностями издержано 80 т. руб»3.

Но документы, проливающие свет на историю колокольни сохранились в Тверском государственном архиве. Дело «Об освящении церкви устроенной под колокольнею в Вышневолоцком Казанском женском монастыре» начинается с прошения настоятельницы монастыря игумении Досифеи (Салтыковой). Мы приведём его полностью, что бы дать читателю возможность прочувствовать всю красоту русского языка конца XIX в.

«Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Савве Архиеписокопу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру Настоятельницы Вышневолоцкаго Казанскаго женскаго монастыря игумении Досифеи покорнейшее прошение, - пишет в документе матушка игумения, - Вашему Высокопреосвященству честь имею почтительнейше донести, что в вверенном мне Казанском монастыре с разрешения и благословения Вашего Высокопреосвященства каменная колокольня и под оной церковь внешнею и внутреннею отделкою окончена. О прочности и правильности произведённых работ представляю при сем свидетельство Архитектора Кузьмина. Все нужное к освящению, кроме освященнаго Антиминса, изготовлено. Освящение сей церкви во имя Преподобнаго Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, по желанию строителя храма, предполагается совершить 28 января сего 1888 г. Почтительнейше донося о сем покорнейше прошу Ваше Высокопроесвященство, Милостиваго Отца и Архипастыря, учинить Архипастырское располряжение об освящении сего храма и о выдаче Антиминса Священнику ввереннаго мне монастыря Василию Поддубскому. Вашего Высокопреосвященства Милостиваго Отца и Архипастыря нижайшая послушница Настоятельница Казанскаго женскаго монастыря Игумения Досифея. 1888 года января 21 дня»4.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и рассказать о человеке, который устроил в Казанском женском монастыре храм-колокольню, а так же оказал и другую помощь обители – это купец Ефрем Никифорович Сивохин. «Сказания о Казанской обители» дают о нём следующую инфолрмацию. Ефрем Никифорович Сивохин родился в семье крестьян Ярославской губернии, Мышкинского уезда д. Карпова или Шепалова Никиформа Трифоновича и Маремьяны Тарасьевны. С молодых лет он был отдан в Санкт-Петербург в «мальчики» в магазин. Уже в 19 лет он становится приказчиком в этом магазине. Вскоре последовала женитьба на крестьянке соседней деревни Кривозово – Неониле Афанасьевне. Молодая супруга была знакома с будущей игуменией Казанского монастыря м. Досифеей. Сам Сивохин упоминает тот факт, что в молодости он часто прикладывался к спиртному, но о. Пётр – духовник м. Досифеи и его супруги предсказал, что тот «ничего не будет пить». Действительно Сивохин не пил больше ничего спиртного, даже шампанского. Дела у Сивохина пошли в гору, и с момента основания Казанской обители он стал исправно высылать средства на монастырь5.

Основную информацию о благотворительной деятельности Ефрема Никифоровича содержит ещё одно архивное дело монастыря «О награждении Санкт-Петербургскаго купца 1 гильдии Ефрема Сивохина за пожертвования в пользу Вышневолоцкаго женскаго монастыря».

Игумения Досифея обратилась 12 мая 1885 г. к Тверскому архиепископу Савве с прошением наградить Ефрема Сивохина «достойной наградой»6 за то, что тот дал «на построение во вверенном мне Казанском женском монастыре каменнаго соборнаго храма сто пятьдесят тысяч рублей»6. Из наградного списка на Е.Н. Сивохина следовало, что это не единственное благодеяние его обители. «Потомственный почётный гражданин Ефрем Сивохин с 1880 по 1885 годы на нужды Казанскаго женскаго монастыря, построение в оном каменнаго соборнаго храма и снабжение онаго ризницею и утварью и построение колокольни пожертвовал 147 000 руб., - писала игумения Досифея, - Кроме сего в 1885 г. пожертвовал древнюю греческую икону Божией Матер в сребряно-вызолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями и устроил для сей иконы вызолоченный иконостас»7. Более подробную информацию о купце Сивохине дал пристав Московской части Санкт-Петербурга, где тот проживал «в собственном доме Гороховой улице № 54»8.

«Ефрем Никифорович Сивохин в поведении и образе жизни одобрен, - писал столичный пристав, - вероисповедания православнаго, к вредным сектам и обществам не принадлежит, суду и следствию не подвергался… Почётный блюститель Санкт-Петербургскаго Воздвиженскаго и Ткацкаго приходских училищ, почётный член Комитета детскаго приюта принца Ольдебургскаго, состоит старшим сотрудником комитета для разборки и призрения нищих. Золотая медаль на Владимирской ленте 1870 г. января 2 дня по представлению Министра МВД за пожертвование в пользу церкви Прибалтийского края, Орденом Станислава 3 степени 12 марта 1871 г. по представлению начальства училищ, Золотая медаль на Александровской ленте 27 октября 1871 г. за заслуги по духовному ведомству, орден Станислава 2 степени по представлению Министра МВД 21 апреля 1872 г., орденом Владимира 4 степени по представлению министра народного просвещения за особые труды 12 июля 1874 г. Орденом св. Анны 2 степени 5 мая 1878 г., 19 декабря 1881 г. Орденом Владимира 4 степени за заслуги по духовному ведомству»8. Ещё пристав добавляет небольшую деталь: «Находится на даче во втором стане СПБ уезда по Озерной улице в д. 27»8.

В результате ходатайство игумении Досифеи дошло до Государя и им купец Сивохин 20 декабря 1885 г. был награжден чином коллежского советника9.

Проект колокольни Казанской Загородной церкви. ВКМ им. Г.Г. МонаховойВ прошении игумении Досифеи содержится и ещё одна примечательная подробность – это имя архитектора, освидетельствовавшего храм-колокольню В. Кузьмина. Фамилия Кузьмин встречается в строительной истории Вышнего Волочка: он строил бани и смотрительские флигеля при Вышневолоцком тюремном замке, а так же колокольню при церкви Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке (возможно имеется в виду монастырь? – Д.И.). Василий Иванович Кузьмин (1849 – после 1911 г.) – был тверским инженер архитектором. В 1863 г. он поступил в Строительное училище, по окончании которого он был выпущен архитекторским помощником с правом на чин 12 класса в 1870 г. В 1872 г. он был удостоен звания и чина 9 класса. Состоял в должности  младшего архитектора строительного отделения Тверской губернии. В 1875 г. получил чин коллежского ассесора10.

Среди работ архитектора в Тверской губернии исследователи отмечают: собор в Красном Холме, храм в с. Игольщи, церковь в имении графа Игнатьева в Ржевском уезде, дом духовного училища в Старице, дом служащих кафедрального собора Твери, Благовещенский храм в Теребенской пустыни и храм в Калязинском монастыре, дом уездного училища в Корчеве, церковь в Тверском Христорождественском монастыре, перестройка церкви в с. Микулино по поручению Императорского Московского археологического общества10.

Василий Иванович печатал свои научно-технические статьи в журнале «Зодчий», в Техническом сборнике. Им была составлена книга «Рассчет и вычисление устойчивости сводов и арок разных конструкций и размеров»10.

За подписью Кузьмина в документах Казанского женского монастыря сохранилось свидетельство о готовности храма-колокольни. В нём он писал: «1887 года Октября 30 дня я, нижеподписавшийся, свидетельствовал произведенныя работы по постройке новой каменной церкви под колокольнею при Вышневолоцком женском монастыре во имя Св. Ефрема Чудотворца при чем оказалось, что работы произведены правильно, согласно утвержденнаго Губернским Начальством плана и препятствий к освящению храма с технической стороны не имеется. Лестница для входа в церковь устроена несгораемая железная. Архитектор В. Кузьмин»11.

Подпись на проекте колокольни загородной церкви. ВКМ им. Г.Г. Монаховой

Упомянутый в биографии В.И. Кузьмина «проект колокольни Казанской церкви» наводит на мысль, что он был архитектором колокольни Загородной церкви, приписанной к Городскому собору и находившейся сразу за территорией монастыря. Проект хранится в фондах Вышневолоцкого краеведческого музея и был опубликован в «Своде памятников архитектуры Тверской области» Г.К. Смирновым12. Мы познакомились с этим проектом, подпись Кузьмина там действительно есть, но не как автора рисунка, а как контролёра со стороны Губернского строительного отделения.

Автором проекта колокольни Загородной церкви является архитектор, фамилию которого, увы, сложно разобрать в подписи – И. Зольер (?). Учитывая, то, что Кузьмин работал в момент начала строительства колокольни в монастыре над другими зданиями в Вышнем Волочке, следил за постройкой колокольни Казанского монастыря и освидетельствовал её, а так же то, что архитектура колокольни в деталях схожа убранством Благовещенской церкви в Николо-Теребенском монастыре позволяют сделать предположение, что архитектором храма-колокольни был именно Василий Иванович Кузьмин. Но найденный Г.К. Смирновым в архиве проект снова подписан трудночитаемой подписью, которая не схожа с подписью Кузьмина13

Подпись архитектора колокольни Казанского монастыря. ГАТО

Работая над «Вы подавали мне план на каменную церковь?...», удалось установить значительное обстоятельство в истории Казанского женского монастыря. Автором проекта главного собора обители был Александр Степанович Каминский, но надзор за постройкой здания храма осуществлял Тверской губернский архитектор Пётр Фёдорович Фёдоров14

Г.К. Смирнов предположил, что автором проекта является А.С. Каминский, строивший Казанский собор, но под проектом колокольни подпись не Каминского. При сравнении подписей архитектора Петра Фёдорова и автора проекта колокольни Казанского женского монастыря становится понятным, что это один и тот же человек. Таким образом, автором храма-колокольни в Казанском женском монастыре является выдающийся тверской архитектор и вышневолочанин по рождению Пётр Фёдорович Фёдоров. Участие Петра Фёдорова в создании Казанского собора Казанского женского монастыря и воплощение им проекта А.С. Каминского, обусловило появление и схожей по стилю исполнения колокольни, которая была задумана, как цельная часть архитектурного ансамбля главных зданий новой обители под Вышним Волочком15.

К сожалению, книги об истории монастыря опускают имя архитектора колокольни, для создателей книг значение имел лишь архитектор А.С. Каминский, но тверской губернский архитектор П.Ф. Фёдоров. Есть лишь отрывочные сведения о возникновении идеи постройки и фигурирует в них «рисуночек» колокольни: «Лично нам рассказывал Ефрем Никифорович как началось дело о постройке колокольни. «Приехал я раз, - говорит он, - в монастырь, и вижу, два большие колокола, один мой в 360 пудов, другой пожертвованный каким-то неизвестным благотворителем из Валдая в 200 пудов, висят на столбах около соборнаго храма». Я думаю: не хорошо; надо колоколенку устроить, что бы эти колокола прибрать к своему местечку. Призываю подрядчика и говорю ему: смекни-ка, сколько будет стоить колоколенка – что бы повесить вон эти колокола, да покрасивее и повыше. Он принес рисуночек, вижу: хорош, спрашиваю, а что будет стоить? – тысяч 30. Я говорю: делай с Богом! Я дам 50 тысяч, только устрой мне во втором ярусе храм Божий; а внизу склеп. И вот, слава Богу всё устроилось»16.

Описание интерьеров храма преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы сохранились в прошении архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Макария, которое мы так же приводим полностью из-за наличия небольших, но интересных деталей: «Долг имею благопочтительнейше рапортовать Вашему Высокопреосвященству, что, в колокольне Вышневолоцкой Казанской женской обители устроены: 1. Престол во имя Преподобнаго отца Ефрема Сирина и мученицы Неонилы; при нем жертвенник и иконостас. Иконы написаны в стиле Греческом правильно, вся утварь церковная, ризница, весь круг церковных Богослужебных книг и вообще все необходимое для освящения храма и церковнаго Богослужения приготовлено, которое все мною лично было освидетельствовано и найдено устроенным благолепно и согласным с правилами Православной церкви. При сем долг имею почтительнейше представить опись вновь устроенной церкви. Вашего В-ва Милостиваго Архипастыря и Отца покорнейший послушник Архимандрит Макарий. Января дня 1888 г.»17.

Проект колокольни Казанского монастыря. ГАТОК прошению приложена опись нового храма. Из неё мы знаем, что стояли в алтаре «На горнем месте киота с позлащенною резьбою с изображением Снятия Господа со Креста, писано на доске; Против жертвенника икона Моление о Чаше, икона Можайской Божией Матери и разных святых, в серебряной ризе, в киоте краснаго дерева»15. Иконостас был «в четыре яруса. В нем Царския двери с изображением в середине Божией Матери и Архангела Гавриила; в верху Иоанн Богослов и Евангелист Матфей; внизу Евангелист Лука и Марк. Справа Нерукотворенный Образ Спасителя в терновом венце, поддерживаемый Ангелами. Слева Андрониковой Божией Матери, поддерживаемый Ангелами. На южной двери изображение Архангела Михаила. На северной Первомученика Архидаикона Стефана. Справа Ефрема Сирина и муч. Неонилы»18.

Во втором ярусе в центре размещалась Тайная Вечеря и двунадесятые праздники, в третьем ярусе в центре иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи и пророки, в четвёртом ярусе – Распятие с предстоящими15. Опись храма закончили 22 января 1888 г. 3 февраля на прошении игумении Дорсифеи появилась запись владыки Саввы Тверского: «Устроенная в колокольне церковь во имя преп. Ефрема Сирина и муч. Неонилы мною освящена 28 января по церковному чиноположению»4

1925 г. Казанский женский монастырь закрыт, но некоторые богослужебные предметы всё ещё в обители. Советская власть старается во что бы то ни стало направить национализированное имущество в пользу новому строю. Доходит дело и до колоколов ликвидированной обители. 29 октября 1925 г. из Тверского губернского музея уполномоченному по Вышневолоцкому уезду товарищу Н.А. Владимирскому направляется письмо следующего содержания: «Вследствии запроса комиссии по реализации госфондов при Тверском Губфо – Тверской Губмузей просит Вас осмотреть и дать свое заключение о возможности реализации колоколов В. Волоцкого Казанского монастыря. Необходимо установить даты отливки колоколов и по возможности выслать Губмузею имеющиеся на колоколах надписи. Просьба ответом не задержать»19.

Тверской губмузей в этот же день направляет в «комиссию по реализации госфондов» губернского учетного отдела неплановых доходов записку, касающуюся колоколов Воскресенского монастыря в Торжке и Драгунской церкви в Твери, а так же и колоколов Казанского монастыря. В первых двух случаях к реализации имущества препятствий не имелось, а вот «что касается колоколов В.Волоцкого монастыря, то одновременно с ним высылается запрос о них В.Волоцкому уполномоченному губмузея, по получении его ответа Губмузеем будет дано свое заключение об их реализации»20.

Товарищ Владимирский находится в длительной командировке, а посему ответить сразу не может. Ему ещё раз высылают запрос 16 ноября. И, наконец, ответ от 25 ноября 1925 г. приходит в Тверь: «На Ваш запрос за № 1225/А сообщаю, что в бывшем Казанском монастыре имеется три колокола, описание которых прилагаю ниже, при чем означенные колокола никакой исторической ценности не представляют, поэтому против продажи таковых не возражаю. Описание колоколов (надписи): Первый - Отлит сей колокол в царствование Императора Александра III, Государыни императрицы Марии Федоровны при наследнике его цесаревиче великом князе Николае Елександровиче усердием крестьянина Петра Никифоровича Глазунова и супруги его Анны Александровны и дочери Елизаветы Петровны Глазуновых. Лит в Санкт-Петербурге в заводе Петра Василевскаго в 1882 г. Весу 208 пудов – фунтов. Второй – Сей колокол отлит в царствование Императора Александра III при игумении Досифеи 1882 г. сентября 16 дня о здравии Ефрема и Неонилу (неразборчиво) после смерти их о упокоении. Лит в г. Валдае в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой в сем колоколе весу 345 пудов 20 фунтов. Третий – Сей колокол лит в Москве в заводе Дмитрия Сангина, весу 94 пуда»21. Фактически это был приговор колоколам Казанского монастыря…

Данная статья проливает свет на историю строительства колокольни Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке. Мы вводим в строительную историю нашего города новое имя – архитектора В.И. Кузьмина, с той оговоркой, что его роль в истории нашего города ещё предстоит уточнить. И, главное, мы называем имя выдающегося архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова в качестве автора одной из самых грандиозных колоколен на Тверской земле. 

За свои 130 с лишним лет колокольня Казанского женского монастыря видела много и радостных и печальных событий, но всё так же возвышает она над городом крест, будто бы благословляя его и оберегая от бед и напастей.

Денис Ивлев.

Источники:

1. Сказания о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. – С. 106.

2. Жизнеописание основательницы Вышневолоцкаго Казанскаго монастыря игумении Досифеи, Тверь, 1906. – С. 45-46.

3. Сказания о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. – С. 152.

4. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 5069. Об освящении церкви устроенной под колокольнею в Вышневолоцком Казанском женском монастыре, Л. 1.

5. Сказания о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. – С. 139-140.

6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 5064. О награждении Санкт-Петербургскаго купца 1-гильдии Ефрема Сивохина за пожертвование в пользу Вышневолоцкаго женскаго монастыря, Л. 1.

7. Там же, ЛЛ. 2-3.

8. Там же, ЛЛ. 5-6.

9. Там же, Л. 19.

10. Комарова И.И. «КУЗЬМИН Василий Ильич (1849 - после 1911), инженер-архитектор»/ Справочник научных обществ России. Интернет: http://www.snor.ru/?an=pers_369. Дата просмотра 01.06.2018.

11. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 5069. Об освящении церкви устроенной под колокольнею в Вышневолоцком Казанском женском монастыре, Л. 2.

12. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3., Москва, Индрик, 2013. – С. 463-464.

13. ГАТО, Ф. 466. Оп. 1, Д.79816. Проект колокольни Казанского монастыре в Вышнем Волочке, Л.2.

14. РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3. Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре. Сведения об основании монастыря, составленные Саввою (Тихомировым) архиепископом Тверским. ЛЛ. 70 об – 71.

15. Ивлев Д.М. «Вы подавали мне план на каменную церковь?»

Князь Путятин, Александр Каминский, Пётр Фёдоров и Ефрем Сивохин в истории Казанского собора Казанского женского монастыря. Сайт храма Георгия Победоносца и великомученицы Варвары с. Матвеев. Электронный ресурс: http://matveevo.prihod.ru/vyshnijj_volochjok._vekhi_istorii/view/id/1210245. Дата просмотра: 11.02.2021.

16. Сказания о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. – С. 152, в примечаниях.

17. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 5069. Об освящении церкви устроенной под колокольнею в Вышневолоцком Казанском женском монастыре, Л. 3.

18. Там же, Л. 4.

19. ГАТО, Ф. Р-488, Оп. 5, Д. 62. Переписка с уездными, волостными Исполкомами и уездными музеями по вопросам обследования состояния церквей и охране памятников старины и искусства за 1925 г., Л. 47.

20. Там же, Л. 48.

21. Там же, Л. 58.

 


Назад к списку