Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Казанский женский монастырь. Казанский собор. "Вы подавали мне план на каменную церковь?"
«Вы подавали мне план на каменную церковь?»
Князь Путятин, Александр Каминский, Пётр Фёдоров и Ефрем Сивохин в истории Казанского собора Казанского женского монастыря.
На днях для вышневолоцкого краеведения произошло важное открытие – в фондах Российской Государственной Библиотеки было найдено первое изображение Казанского собора Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. Это гравюра, создание которой датировано 1880 г. Казанский собор уже обрел на тот момент завершенный внешний облик, но отделка собора всё еще продолжалась. Вместе с гравюрой были обнаружены и некоторые документы, позволяющие более цельно представить историю одного из красивейших храмов России, построенного по проекту Александра Степановича Каминского, а так же оценить роль Тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова в истории строительства Казанского женского монастыря.
Первый Казанский храм в новоучрежденной в 1872 г. Казанской женской общежительной общине располагался в двухэтажном корпусе, стоявшем на месте нынешнего игуменского корпуса обители. «Домовая церковь во имя Казанской Божией Матери, зданием снизу до половины каменная, а к верху деревянная, с хорами и келиями, длиною 13, а шириною 6 сажен, покрыта железом»1, - так описывается здание храма в 1880 г. И корпус и храм устроил на свои средства благотворитель обители вышневолоцкий и валдайский уездный предводитель дворянства князь Арсений Степанович Путятин. В «Сведениях о Казанском Вышневолоцком женском монастыре» о нём и об этом храме есть такие строки: «1872 г. декабря 23. Разрешено Князю Путятину поставить иконостас в домовой церкви общины»2.
В записках Тверского архиепископа Саввы (Тихомирова) есть сведения об освящении первого Казанского храма обители: «К февралю 1873 г. домовая церковь была готова, и 11 числа сего месяца, по благословению преосвященнаго Филофея, архиепископа Тверского, была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери Благочинным монастырей Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря архимандритом Антонием…»3.
С дальнейшим развитием Казанской общины и увеличением количества сестер в ней появилась первая задумка о постройке обширного каменного соборного храма. Автором идеи каменного соборного храма стал бывший тогда на Тверской кафедре владыка Филофей. Основательница общины игумения Досифея свидетельствует в своих воспоминаниях: «Поехала я в конце 1875 г. в Москву к благодетелям просить милости у них на великия нужды; и заехала ко владыке Филофею в Тверь на благословение – и на две недели взять паспорт. Владыка спросил меня: «Зачем ты в Москву едешь?» Я говорю: «К благодетелям, по великой своей нужде». А владыка спросил: «Вы подавали мне план на каменную церковь?». Я отвечала: «Нет, владыка, не подавала; не смела и думать»; а владыка повторил: «Мне помнится, что подавали». – Я услышала, что он повторяет, упала в ножки к нему и говорю: «Благословите, святый владыка. Я верую, что за ваши святительские молитвы Царица Небесная укажет благодетелей». А владыка сказал: «Благословение Господне да будет на всякое благое дело, начинаемое вами». И так ушла я от владыки с полной верой, что Царица Небесная укажет благодетелей на каменную церковь»4.
В Москве монахиня Досифея остановилась в доме купца Григория Германовича Германова, бывшего старостой храма свв. Адриана и Наталии. Ходила по благотворителям и собирала средства на устройство обители. Наконец, зашла она к одной купчихе.
«Купчиха приняла в залу, - продолжает свои воспоминания Досифея, - посмотрела мои бумаги, оглядела меня и заплакала: вот в провинции какие бедные начальницы! И распросила меня обо всем, - как я пришла, и много ли теперь сестер. Я сказала, что уже 90 сестер; она спросила: «А церковь есть каменная?». Я говорю: «Нет, а только деревянная домовая», а она сказала: «Что за монастырь, если каменной церкви нет! Вот вам остальные десять тысяч; начинайте каменную церковь»4.
Эти первые деньги и легли в основу строительства будущего величественного собора – одного из символов Тверской земли.
14 января 1877 г. новому Тверскому архиерею – архиепископу Алексию было подано два прошения от учредителя общины князя Арсения Степановича Путятина и от настоятельницы монахини Досифеи. Оба они касались одного предмета – дозволить строительство в обители каменного храма5.
Вместе с тем Арсений Степанович заказал проект храма известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому, а затем представил «фасад, план и разрез храма» на утверждение Тверскому архиерею, при чем отметил в прошении, что берется устроить храм на изысканные им средства.
Строительное отделение губернского правления, в которое Консистория передала на рассмотрение проект храма, разрешило строительство 29 апреля 1877 г. В тот же день владыка подписал и храмосданную грамоту6.
В сведениях, собранных в архиве владыки Саввы (Тихомирова) мы находим любопытное уточнение: «Апреля 29 дня 1877 г. разрешено строить каменный соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери по проекту, составленному Московским архитектором Каминским, исполнение же проекта поручено было Тверскому архитектору Фёдорову»7. Это весьма важное уточнение. Так, мы обнаруживаем новое имя в истории Казанского женского монастыря – тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова.
Пётр Фёдорович связан с Вышним Волочком не только своей деятельностью в Казанском женском монастыре, но и местом рождения. Биография его весьма запутанная. Он принадлежал к знатному польскому роду Корицких и родился в семье выдающегося русского изобретателя, механика, гидротехника, автора реконструкции и директора Вышневолоцкой водной системы Осипа Ивановича Корицкого (1778-1829 гг.). Есть предположение, что Пётр Фёдорович был незаконнорожденным сыном, а свою фамилию и отчество получил по своему крёстному отцу.
Окончив Гатчинский межевой институт в 1843-1848 гг. он определяется помощником гражданского инженегра в Пермскую Палату Государственых имуществ. С 23 сентября 1848 г. переводится гражданским инженером в Тверскую палату госимущетв. В 1858-1859 гг. Фёдоров принимает участие в окончании строительства Тверской мужской гимназии уже как архитектор. После ликвидации палаты госимуществ Пётр Фёдорович направляется на службу в строительное отделение Тверского губернского правления, где в 1868 г. составляет план застройки территории между Тверью и Николаевской железной дорогой, который сохраняется и поныне на карте Твери.
1871 г. – Фёдоров избирается гласным городской думы Твери. В первом составе городской управы заведует городским хозяйством, а с 26 мая 1873 г. становится тверским городским архитектором. После, в 1893 г. Фёдоров станет епархиальным архитектором.
Наиболее значимыми постройками Фёдорова в Твери являются: Аваевская больница, Реальное училище (ныне здание ТГОМ), перестройка гостиного двора под здание общественного собрания и городской управы (ныне здание Тверского драмтеатра).
В 1886 г. Фёдоров получил орден святого Владимира IV степени и потомственное дворянство на фамилию Фёдоров. Сын Петра Фёдоровича – Александр Петрович так же станет городским и епархиальным архитектором Твери8.
С Казанской иконой Пресвятой Богородицы Петра Фёдоровича свяжет строительство придела в Покровской церкви города Твери. В 1873-1874 гг. он возведёт северный придельный храм в честь Казанской иконы и свт. Афанасия Великого, а в 1884-1885 гг. – он для этого же храма построит колокольню9.
Благодаря обнаружению записок из фонда владыки Саввы, мы впервые можем говорить о новой неизвестной ранее работе архитектора Фёдорова в Казанской женской общине Вышнего Волочка. Именно ему было поручено исполнение проекта Александра Степановича Каминского. Судя по всему, сам Каминский в Казанской женской общине если и был, то только при проектных работах. Надзор и исполнение проекта легли на плечи архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова. Так он снова оказался в городе своего детства, где жили его родители.
Не всё задуманное шло гладко. Вышневолоцкий купец А.А. Китайцев, подрядившийся купить землю и устроить кирпичный завод, получив деньги кирпич сделал бракованный – не прожженный до конца. Начался суд, в котором пришлось принять участие князю А.С. Путятину. Суд решил передать кирпич общине и продать его с аукциона6.
Закладку храма решили приурочить к празднованию Казанской иконы Божией Матери. В документах того периода сохранилось краткое упоминание этого момента: «1878 г. июля 8 дня в храмовый праздник общины при многолюдном стечении богомольцев совершена была на заготовленном фундаменте закладка обширного храма по проекту Московского архитектора Каминского»10.
Но дальнейшие работы по фундаменту сопровождались серьёзными трудностями. Казанский собор строили на краю болота, откуда начиналась некогда река Тверца и проходил в древности волок. И если архитектор Каминский считал, что сваи не понадобятся, то на практике всё оказалось иначе. Прокопав четыре аршина под рвы, обнаружили, что дальше идёт сплошная жижа и надо бить сваи. Сваи пришлось забивать на десять аршин в землю. На работах присутствовало полторы сотни человек. Отведенные деньги кончались, и подрядчик предложил остановить работы.
Матушка Досифея вспоминает: «Видя такое стесненное положение, горько плакала, и думала в себе: «Как оставлять? Какие ямы нарыты! Если оставить их, то водой зальёт, и снегом зимой занесет; что же тогда будет?». В это самое время подходило к концу строительство Успенского храма в монастырской киновии в Спирове. На поднятие креста прибыла одна из благотворительниц купчиха А.А. Попова. «Купчиха Попова, видя, что я всё плачу, - продолжает свой рассказ Досифея, - спросила меня: «Что же ты всё плачешь?». Я объяснила её скорбь свою; а Попова опять спросила: «Сколько же надо ещё на бут?». Я отвечала: «Пять тысяч». Тогда она говорит: «Не плачь, я дам»11.
Бутить фундамент собора окончили 21 октября 1878 г.11 Весной следующего 1879 г. приступили к постройке цокольного этажа храма, где позднее разместится «пещерная» церковь в честь пророка Божия Илии. Чертеж иконостаса предположительно так же составил Пётр Фёдорович. 5 марта 1879 г. было получено разрешение епархиального начальства на постановку иконостаса в нижней церкви пророка Илии12. Но снова трудности: помощница монахини Досифеи Мария Ивановна Короткова с полутора тысячами рублей отправилась в Петербург за цементом для цоколя, но денег не хватило и контора отказалась давать цемент в долг. И тут на помощь пришёл Санкт-Петербургский купец Ефрем Никифорович Сивохин.
В это время он приехал в обитель вместе с супругой Неонилой Афанасьевной. Произошла встреча и с монахиней Досифеей и с князем Путятиным. Сивохин вручил матушке две тысячи рублей со словами: «Более ничего нам не надо и ничего не желаем, земного богатства у нас довольно»13. Матушка вспоминает: «Я плакала и просила милости, что бы он купил нам цементу для бута и цоколя. Спаси Господи, не отказался. Цементу прислано было от Сивохина на две тысячи. Слава Богу и цоколь поставили под собор»13.
Вскоре подняли и стены до самых окон, но закончился кирпич и всё тот же Ефрем Никифорович купил пятьсот тысяч кирпича для собора. Попытки обратиться за кирпичом к вышневолоцкому купцу Софронову обернулись неудачей. Об этом вспоминает сам Ефрем Никиффорович: «Однажды приезжаю я в обитель и вижу: матушка плачет, подрядчик плачет и рабочие плачут. «Что такое?» – спрашиваю. Мне говорят: «Да вот кирпичу нет; было куплено 500 тысяч, да весь вышел, а еще только по окна собор то сделали». А рабочих было человек 300, все без дела. «Что же вы думаете?» – спросил я. «Да сами не знаем». – «А есть ли где кирпича – то купить?» «Есть, - говорят, - у купца Ермакова на фабрике продаётся». «А по чём?» – «13 рублей тысяча; а если побольше взять, то и подешевле дешевле можно купить».
Я вижу, что это цена сходная, потому что у нас в Петербурге кирпич по 18 и по 20 рублей тысяча; говорю матушке: нет ли у вас лошадки – к Ермакову съездить? Матушка приказала заложить лошадь; и мы вместе с ней отправились на фабрику. На фабрике я спрашиваю: «Есть ли кирпич и по чем?». Мне говорят: «13 рублей, а если побольше возьмёте, то можно и выступить». Я говорю: «Мне побольше надо». - «А сколько?» - «Да тысяч пятьсот». Матушка так и упала мне в ноги. И я купил пятьсот тысяч по 12 рублей за тысячу»14.
Чертеж главного иконостаса возможно так же составил Пётр Фёдорович Фёдоров. Судя по тому, что утверждён чертеж был только 30 августа 1879 г., Каминский вряд ли участвовал в его создании. В тот же день утвердили и «список икон, предназначаемых для поставления в этом иконостасе»15.
В описях Казанского женского монастыря, составленных при последней настоятельнице обители игумении Амвросии, сохранились сведения об иконостасе Казанского собора, которые помогают восстановить его внешний облик.
«Предалтарный иконостас деревянный, выкрашенный белой краской, - писала матушка Амвросия, - в пять ярусов. Первый ярус двенадцать больших икон и местных: Спасителя и Божией Матери в сребро-позлащённых ризах. Второй ярус двенадцать малых икон. Третий ярус двенадцать больших икон и одна маленькая. Четвертый ярус тринадцать больших икон. Пятый ярус шесть малых икон и одна большая»16.
Кладку собора окончили осенью 1879 г. В октябре наступил день расчета с рабочими. Деньги для расчёта дал ещё один благотворитель обители Московский купец Григорий Германович Германов. Две тысячи пудов железа для кровельных работ купил Ефрем Сивохин, он же заказал кресты и иконостас17.
По записям в «Книге неокладных монастырских сумм» по пожертвованиям купца Сивохина можно проследить историю постройки Казанского собора обители. «В 1880-м и 1881 годах для строящегося собора: на кирпич – 13 000, на цемент – 2.000. На железо для крыши собора 1360… В 1882 г. Сивохиным уплачено: за 19 вызолоченных крестов на собор 12.000, за иконостас с иконами 17.000, за колокол в 365 пудов – 7.000, церковной утвари и облачений священнических и диаконских от г. Сивохина пожертвовано на 4.000… На решетку чугунную перед иконостасами 600»18.
Внешнюю отделку Казанского собора в Казанской женской общежительной общине закончили в 1880 г. Это было настолько торжественное событие, а здание храма настолько величественным, что Ефрем Никифорович заказал литографию Казанского собора, изображающую собор с западной стороны. Она называлась «Вид новостроящегося каменнаго храма Казанской Божией Матери с нижнею церковию во имя Святаго славного пророка Илии»19. Это первое известное нам изображение Казанского женского монастыря и Казанского собора и одно из немногих изображений Вышнего Волочка XIX века.
«Окончательно сооружен и начисто отделан, длиною 24, а шириною 14 сажен, каменный соборный храм, - сообщала «Ведомость о Казанской общине» за 1880 г., - внутренняя отделка успешно продолжается»20.
«Нужно было в соборе штукатурить, Ефрем Никифорович Сивохин велел штукатурить внутри, и купил алебастру, а штукатурам нужно было за работу десять тысяч, - вспоминает матушка Досифея, - Штукатурные работы кончили к Покрову Пресвятой Богородицы и требовали денег… Ефрем Никифорович дал пять тысяч, да Фёдор Иванович Буров Кронштадтский – тысячу, да Михайла Иванович Пожарский – две тысячи, да Елена Филипповна тысячу поусердствовала»21.
Так на средства благотворителей продолжалась отделка собора. В 1882 г. на Фоминой неделе начали настилать полы, деньги на начало работ снова выделил Ефрем Сивохин. В планах было освятить собор к храмовому празднику Казанской иконы Божией Матери, но работы растянулись до начала августа. «Хотя и с великими скорбями и нуждами, - вспоминает игумения Досифея, - собор продвигался вперед; полы настилали, и рамы были вставлены со стеклами; а иконостас ещё ставился медленно. Я поехала в Боровичи по благотворителям. Царица небесная послала полторы тысячи. И вдруг приезжает наш великий благотворитель Ефрем Никифорович Сивохин. Много ему труда было – побудить иконостас поскорей поставить… Иконостасчики поспешили к 8 числу августа. Так было назначено»22.
Накануне освящения 7 августа приехал владыка Савва. Осмотрев обитель и собор, он произнёс: «Хорош собор». Вечером владыка совершил богослужение уже в новом соборе. «И мы стояли, - вспоминает матушка Досифея, - вне себя от радости, что дождались такой мислости Господней – то, о чем не смели и думать, то теперь своими глазами видим»23.
Утром 8 августа состоялось торжественное освящение соборного храма. За богослужением молились и благотворители обители и создатели храма. Торжество было всенародным.
Ведомость о храмах Казанского женского монастыря за 1884 г. сообщает: «Соборный храм каменный холодный. Заложен Высокопреосвященнейшим Евсевием Архиепископом Тверским 1878 года июня 21 дня и старанием Настоятельницы монастыря Игуменьи Досифеи на сумму тайных благотворителей окончен строением и отделкою в 1882 г. В нём престол один в честь иконы Казанской Божией Матери, освящен Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом тверским 1882 г. августа 8 день. Под сим соборным храмом устроена пещерная церковь теплая с одним престолом в честь Пророка Божия Илии и по благословению Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского освящена Новоторжским архимандритом Антонием 29 декабря 1882 г. В сей пещерной церкви по освящении возможно было служить только до апреля месяца, а с апреля по чрезмерной сырости и удушливости воздуха никакого богослужения не совершалось»24.
Архитектор Пётр Фёдорович Фёдоров с честью завершил строительство Казанского собора в Вышневолоцком Казанском женском монастыре. Но это не единственная его постройка в обители. На найденном нами в Тверском государственном архиве проекте на постройку колокольни Казанского женского монастыря есть его автограф, говорящий о том, что величественная колокольня обители возведена по его чертежам. Наблюдал за строительством и освидетельствовал колокольню инженер-архитектор Василий Иванович Кузмин, имя которого удалось нам восстановить в исследовании «Храм-колокольня в Казанском женском монастыре и её архитектор»25.
Так, теперь мы можем говорить о возвращении из небытия к памяти имени человека, под надзором которого строился один из архитектурных символов Казанского женского монастыря, а так же возведена и колокольня Казанской обители – тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова. А благодаря записям, собранным и сохраненным владыкой Саввой (Тихомировым) мы теперь можем в подробностях восстановить историю строительства и опубликовать первое изображение одного из красивейших храмов России в честь Казанской иконы Божией Матери.
Примечания:
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 116. Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре. Сведения об основании монастыря, составленные Саввою (Тихомировым) архиепископом Тверским.
- Там же, Л. 70 об.
- Там же, Л. 7.
- Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 81-82.
- Там же, С. 84.
- Там же, С. 85.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, ЛЛ. 70 об – 71.
- Игорь Марченков. «Тверь старинная». История городского и епархиального архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова и его работы. Портал Твериград. Интернет: https://tverigrad.ru/publication/tver-starinnaya-istoriya-gorodskogo-i-eparkhialnogo-arkhitektora-petra-fedorovicha-fedorova-i-ego-raboty/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата просмотра: 02.11.2020.
- Пётр Фёдорович Фёдоров, архитектор. Интернет: https://web.archive.org/web/20201102033009/https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Пётр_Фёдорович_%28архитектор%29. Дата просмотра: 02.11.2020.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 6.
- Сказания…, С. 87.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 70 об.
- Сказания…, С. 87-88.
- Сказания…, С. 88. Примечание.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 71.
- Вышневолоцкий городской архив, Ф. 32, 0п. 1, Д. 11, Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923 – 1930 гг., ЛЛ. 110 об – 111.
- Сказания…, С. 89.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 78.
- Там же, Л. 135.
- Там же, Л. 116 об.
- Сказания…, С. 89-90.
- Сказания…, С. 99.
- Сказания…, С. 100.
- РГБ, Ф. 262, к. 51, е.х. 3, Л. 83.
- Денис Ивлев. Храм-колокольня в Казанском женском монастыре и её архитектор. Сайт Георгиевского прихода с. Матвеево. Интернет: http://matveevo.prihod.ru/vyshnijj_volochjok._vekhi_istorii/view/id/1203244. Дата просмотра: 02.11.2020.
Назад к списку