Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Серебряные чаши Сердюкова...
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Денис Ивлев. Вышний Волочёк. Серебряные чаши Сердюкова...

Денис Ивлев

Поминать о здравии Михаила…

Серебряные чаши Сердюкова.

Казалось, о Михаиле Ивановиче Сердюкове написано достаточно: великий русский гидротехник, предложивший и воплотивший в жизнь идею модернизации Вышневолоцкой водной системы, которая легла в основу отечественной гидротехнической науки, изобретатель, купец и, наконец, «птенец гнезда Петрова». Но мы постараемся взглянуть на деятельность Михаила Ивановича Сердюкова с непривычного ракурса – мы рассмотрим Сердюкова, как церковного благотворителя.

М.И. Сердюков. Портрет XVIII в.Не скроем, в прошлом Михаил Иванович уличался в неблаговидных с точки зрения церкви того времени поступках. И, «Самодержец всероссийский будучи в своем Его Величества летнем доме указал обретавшегося в новгородском уезде при Вышнем Волочке новгородца посадского человека Михайла Сердюкова в важном духовном деле взять в Синод немедленно»1.

Что же это были за обвинения, которые поспешил объявить  26 августа 1723 г. в Синоде лично небезызвестний  Новгородский митрополит Феодосий (Яновский)?2А обвинялся Сердюков в «церковной противности», в том, что не исповедовался и не причащался, а так же интересовался учением «расколоучителей». На эти и другие вопросы Сердюков ответил отрицательно, и даже клятвенно подчеркнул, что «во всем вышеписанном он Сердюков ежели сказал что ложно и в том чрез что будет обличен повинна себя творит церковной клятве и живота лишению»3.

Мы не будем вдаваться в подробности допросов Сердюкова. В первом из них он открестился ото всех обвинений, далее же он сознался в тех «преступлениях», в которых он обвинялся. Но факт останется фактом. Для Святейшего Синода и Петра Великого он так и останется раскаявшимся раскольником: «Посацкойчеловекъ Михайло Сердюковъ взят был в Канцелярию Синода, и держан под арестом в церковной противности, где и допрашиван. И хотя тем своимдопросом ничегоо том не показал, однако ж поданными ЕгоИмператорскому Величеству повинными своими Ноября 14-го и декабря 29-го чисел писмами, в церковной противности он Сердюков признал себя винна, и в такой своей безумной дерзости просилу Его Величества помилования. И того ж вышеписаннаго 29-го декабря числа по имянному ЕгоИмператорскаго Величества указу в Святейшем Синоде состоявшемуся велено онаго Сердюкова в подозрении раскола признаннаго, привести по обыкновению к присяге, дабы Ему впредь никаких расколнических учений и всякаго их суемудрия не приобщатся. И потом Ево исповедать и Святых Таин приобщить, и по исполнении того из Канцелярии Синода из под ареста Ево свободить, И потому Его Императорскаго Величества Имянному Указу, и по согласному Святейшаго Синода приговору, оной Сердюковъ учинил обычайную присягу, в которой показавшыяся о сомнении Ево все важности изъяснил»4.

Безусловно, Сердюков был важен для Российского государства, как «вышневолоцких каналов и шлюзов содержатель», который смог в кратчайшие сроки заставить вышневолоцкий канал работать. Очевидно, что гений Сердюкова Пётр I ставил превыше обвинений в «церковной противности». Но последующие события всё же не давали Сердюкову покоя. Ещё на первом допросе в Святейшем Синоде Сердюков показал, что знаком с вышневолоцким попом Платоном Михайловым, «а ныне она жена ево имеет отца духовнаго вышеупомянутого вышневолоцкого попа Платона, у котораго в 722 году на исповеди была, а святых таин не причащалась, а чего ради того он не ведает….  А дочь ево Акилина в нынешнем году у онаго попа Платона исповедывалась и святых таин причащалась»5.

И всё бы ничего, если бы «духовный» отец семейства Сердюковых вышневолоцкий поп Платон в 1731 г. не был изобличён в том, что укрывал старообрядцев, осужден и лишен сана, а затем и вовсе приговорён к смертной казни.6

Не могли ли все вышеперечисленные события оказать влияние на дальнейшую историю Михаила Сердюкова? Ведь все последующие примеры доказывают его ревностное участие в жизни монастырей и храмов, существовавших в окрестностях Вышнего Волочка, да и в самом Николаевском Вышневолоцком погосте.

Вышний Волочёк с карты начала XVIII в.В самом Вышнем Волочке в тот период храмам сильно не везло. Уже в бытность Михаила Ивановича Сердюкова на Вышнем Волочке, в 1724 г. «в бывшей в том яму пожар» сгорели два храма «теплая и холодная церкви оныя Николая Чудотворца и Димитрия Селунского»7. Вышневолоцкие ямщики указали в прошении от 1752 г. на имя Новгородского архиепископа Стефана, что «после того построена ими ямщиками были в место ж оных двех одна холодная церковь во имя Казанские Пресвятые Богородицы з двумя пределами в те ж именования»7.

Но и новая Казанская «вышеозначенная трехпрестольная деревянная церковь погорела в оном 742 году августа против «6» числа в ночи». И более того, «что имелось в той церкви старых образов на красках и серебряных (сосудов – неразборчиво, - Д.И.), тако же и церковных книг, риз, серебреной посуды и прочии церковной утвари, чему обстоятельная опись в церкви имелась, оное все с помянутою описью погорело в тот же день без остатку, потому что реченная церковь и внутру загорелась, и от бывшаго в то время огня немалагоис того пожару для выносу оной утвари сшедшемуся тогда народу уже и войтить было невозможно».8

Михаил Иванович знал о произошедших бедствиях. Поэтому не удивителен его вклад, нашедший отражение в церковных описях Казанского собора последующих столетий. Это был «Святый потир* серебряный вызолоченый в большей части чеканной работы 1748 г., 84 пробы, весом 1 ф. 72 золотника, украшен 4 на финифте образами греческой работы (по описи): Спасителя, Божией Матери, Крестителя Иоанна и Распятия Господня и обложен серебряною прорезною сеткою, на подножии сего потира в четырех круглых клеймах начертаны изображения: моления о чаше, суда пред Пилатом, возложения терноваго венца и 8-ми конечнаго креста с тростию и копием, а по нижнему краю надпись вырезанная рода г. Сердюковых: «1748 г. апреля в день поминать о здравии Михаила, Анны, Иоанна, Анны, Елены, Михаила, Марии», а на верхнем крае «пийте от нея вси сия есть кровь моя новаго завета»… В описи Казанского собора начала XX века указаны так же «звездица серебряная» и «два блюдца серебряныя», сохранившиеся от бывшего полного евхаристического набора.9

Чаша. Государственный исторический музейСтоит пояснить имена, которые просит поминать о здравии Михаил Сердюков. Михаил – сам вкладчик Михаил Иванович Сердюков, Анна – супруга Михаила Ивановича Анна Филипповна, Елена – дочь Сердюкова Елена Михайловна, Михаил – внук М.И. Сердюкова и полный тёзка, родившийся в 1747 г. Загадкой остаётся Мария, т.к. все имена Марий в роду Сердюковых, упомянутые Е.М. Либерман, появились уже после 1748 г.

Однако, таким ли простым было благодеяние Вышневолоцкому храму, пережившему пожар? Удивительно, что подобный потир оказался не единственным среди древностей храмов и монастырей Вышневолоцкого уезда. Так, в Николо-Теребенском монастыре** хранился потир «неизвестно кем пожертвованный». Его описание приведено в описи обители 1863 г.: «Третий потир серебряный позлащенный 72 пробы обложенный сверху серебряной цветистою сеткою, украшенный четырьмя финифтяными изображениями: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Распятия Господня, с вырезанными по краям словами: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем», а внизу с чеканкою серебряною цветистою сеткою шесть образов в чеканных клеймах изображающих Страдание Господне и надпись «1748 г. апреля в день поминать о здравии Михаила, Анны, Иоанна, Анны, Елены, Михаила, Марии»… Весу в нем с финифтями фунт 91 золотник». Обратим внимание, что потир не только похож по описанию, но и содержит идентичную вышневолоцкому надпись «поминать о здравии…» и ту же дату от апреля 1748 г.10

Каким образом связан Михаил Сердюков и дальний монастырь на Мологе пока не ясно. Даже в середине XIX столетия составители описи не догадывались о том, кто этот Михаил, пожертвовавший чашу для причастия. Для нас это тема отдельного исследования, хотя надпись не оставляет сомнений в том, что Сердюков был жертвователем обители.

Подобный же потир с такою же надписью пожертвован был и в Могилёвскую пустынь***, что располагалась в верховьях реки Цны. Правда точного воспроизведения надписи в источнике нет, но по сохранившимся отрывочным свидетельствам мы можем понять, что речь идёт о третьем потире, сходном по описанию с потирами из Вышнего Волочка и Николо-Теребенского монастыря. «Священнослужебные сосуды с принадлежностями серебряные вызолоченые, с серебряною накладною узорчатою решеткою и с финифтяными образками на потире, - так описывается потир, пожертвованный Сердюковым в «Описании Могилёвской пустыни», - весом все вместе в 5 фунтов и 36 золотников. На окраине поддона потира вырезана надпись: «Помяни, Господи рабов Твоих Михаила, Анну и их сродников». На них нет ни пробы, ни года в штемпеле. Устройство их должно относить к 20-тым или 30-тым годам XVIII столетия. Жертвователем их был, должно полагать, Михаил Сердюков… Он, должно полагать, не один раз бывал в Могилевском монастыре».11

Кроме того, в монастырском синодике Могилёвского монастыря значилось имя Михаила Ивановича Сердюкова, что свидетельствует о том, что он действительно не раз благотворил Могилёвскому монастырю.12

Городолюбля. Фото 1960-х гг. Не остался в стороне и существовавший ещё в тот момент Городолюбский Спасо-Преображенский монастырь. Спустя почти двести лет, священник села Городолюбля А. Деянов напишет, соединив воедино несколько легенд о Сердюкове: «История этого села тесно связана с историей Вышневолоцкаго округа Путей Сообщения. Ещё сам основатель водохранилища, знаменитый и вместе забытый, Сердюков, затопив окрестности Городолюбли, обратил внимание на ветхие, полусгнившие храмы этого села. На свои собственныя средства он выстроил вместо них новую деревянную, теперь так же обветшавшую церковь».13

Повторил эту историю Архиепископ Дмитрий (Самбикин), внеся некоторую конкретику в даты: «По закрытии монастыря, знаменитый устроитель водохранилища Михаил Иванович Сердюков в 1749 г. задумал построить в Городолюбле каменную церковь, но успел только вывести под неё фундамент, вследствие чего, по смерти его, была построена деревянная церковь на каменном фундаменте. По скудости средств долго строилась церковь; она была освящена 30 июня 1797 г…. Сохраняются в Городолюбской церкви богослужебные сосуды и некоторые книги (например месячные Минеи), пожертвованные Михаилом Ивановичем Сердюковым и его сыном Иваном; оба они погребены на Городолюбском кладбище близ церкви».14

Упоминаемый владыкой Дмитрием потир, пожертвованный Михаилом Ивановичем Сердюковым в Городолюбский монастырь, датировался 1745 г. Этот факт выделяет его из череды указанных нами выше чаш для причастия. Да и надпись на чаше совсем иного содержания: «Потир серебряный позолоченный с надписью: «1745 г. сентября дня Михаила Сердюков в поминовение по брате своем Елисее, (Вассы?), Анны, Иоанна, Никифора».15

Мы видим среди перечня имён и уже знакомые имена родственников Сердюкова, но вот кто такой «брат Елисей» остаётся неясным. Но мы можем сделать предположение, что Елисей – один из Новгородских купцов, с которым особо близко общался Сердюков. Среди Новгородского купечества Вышний Волочёк имел особую известность. Так, в Вышневолоцком погосте хранилась древняя святыня – икона Божией Матери «Знамение»16, написанная в Новгороде попом Георгием в 1726 г. На полях этой иконы заказчики, явно из новгородского купечества, разместили своих именных святых: Иакова, Онуфрия, Георгия и Макария. Вполне возможно, Елисей так же был связан торговым «братством» и с Сердюковым и с «новгородской гостиной сотней».

В заключении отметим, что в более поздних документах мы находим свидетельства о том, что Михаил Сердюков принял участие в строительстве каменного Казанского собора. Священник главного собора Вышнего Волочка Арсений Покровский, имевший доступ к соборному архиву, будет в начале XX века утверждать о том, что собор построен с участием Михаила Ивановича Сердюкова. Возможно, на строительство собора был передан кирпич, заготовленный Сердюковым на своих заводах, который «забраковал» «мастер-италианец» при подготовке к строительству Михайловского храма в Хотилове.

Но, в 1753 г. вышневолоцкие ямщики планировали строить в Вышнем Волочке деревянную церковь. А в 1754 г. Михаил Сердюков умер. Что же произошло такого за этот год, что было принято решение вдруг ставить каменный Казанский собор в Вышнем Волочке? И в 1759 г. каменный собор был заложен, и более того, на строительство собора Императрица Елизавета Петровна выделила тысячу рублей.

Пока это сокрыто за страницами неизвестных архивных документов. Где-то есть среди бесконечных папок и кожаных старинных переплетов те заветные несколько листов бумаги, которые помогут окончательно разобраться в роли Сердюкова в истории главного собора Вышнего Волочка, а так же помогут нам понять причины, почему он в 1748 г. аж в трех святых местах просил «Поминать о здравии Михаила…» и сродников.

Примечания:

  1. РГИА, Ф. 796, Оп. 4, Д. 499, «По имянному Его Императорскаго Величества указу о взятии новгородца посацкаго человека МихайлаСердюкова в важном духовном деле в Святейший Синод», Л. 1 в.
  2. Там же, Л. 1 д.
  3. Там же, Л. 26 об.
  4. РГАДА, Ф. 9, Оп. 2, Д. 68. Входящие письма 1724 г. от литеры С по окончание. Книга 3-я», Л. 1.
  5. РГИА, Ф. 796, Оп. 4, Д. 499, Л. 20.
  6. РГИА, Ф. 796, Оп. 18, Д. 384. «1731 г. сентября (октября) 4 дня. О сороспопе Платоне, которой был Вышневолоцкого яму попом».
  7. ГАТО, Ф. 829, Оп. 1, Д. 5. «О испрашении дозволения на постройку на погорелом месте Церкви Казанския Божией Матери, 1753 г.», Л. 1.
  8. Там же, ЛЛ. 7-8.
  9. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», ЛЛ. 18-18 об.
  10. РГИА, Ф. 834, Оп. 3, Д. 3116. Список с описи монастырских церковных и ризничных вещей древностей и библиотеки Николаевской Теребенской пустыни, состоящей в Вышневолоцком уезде Тверской епархии. 1863 г., Л. 59 об.
  11. Описание Могилёвской пустыни, Тверские Епархиальные ведомости, № 8, 15 апреля 1898 г.
  12. Д. Ивлев. Благотворители в роду у Сердюковых. Интернет: http://matveevo.prihod.ru/znamenitye_rossijane_v_istorii_vyshnevolockogo_uez/view/id/1205565. Дата просмотра публикации: 12.12.2019 г.
  13. А. Деянов. Памятники церковной старины в с. ГородолюблеВышневолоцкагоуезда Тверской губернии, Тверские епархиальные ведомости, № 21, 1 ноября 1898 г.
  14. Тверские Епархиальные ведомости, № 15, 1 августа 1901 г.

О минеях подробно пишут священнослужители с. Городолюбля в «Описании древностей Вышневолоцкого уезда»: На мартовской минее, издания 1741 г. индикта 4 надпись на обложке следующая: «Сия книга вкладчика Михаила Ивановича Сердюкова, что и удостоверяется подписью пономарского сына Терентия Иакинфова (1784 г. 3 марта) что так же засвидетельствовано рукою священника Евфима Евтихиева (1778 г. 6 марта) дана вкладчиком коллежским советником Михайлом Ивановым сыном Сердюковым» (ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, Л. 55 об.).

«На обложке книги минеи Ноябрь изданной одновременно с мартовской миеей следующая надпись: «Дал сию книгу глаголемую минею коллежский советник Иван Михалович Сердюков в дом Всемилостивого Спаса и чудотворца ВарлаамаХутынского в Городолюбскую пустынь, а подписался тоя ж пустыни священник Евфимий 1779 г. декабря 23 дня»(Там же, Л. 56.).

15. Т.В. Черных. Вышневолоцкая водная система в материалах Тверской учёной архивной комиссии// Вышневолоцкая водная система 300 лет на благо России. Вышний Волочёк, «Ирида-прос», 2007. -  С. 102.

16. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», Л. 34.

 

*Потир – чаша для причастия, относится к священным церковным сосудам (евхаристическому набору) и используется при совершении литургии (евхаристии) – главного церковного таинства.

** Николо-Теребенский монастырь или Николаевская Теребенская пустынь – древний мужской монастырь, расположенный на берегах реки Мологи на границе Вышневолоцкого и Бежецкого уездов (ныне посёлок Труженик Максатихинского района Тверской области). Основание монастыря относят к чуду 1492 г. явления образа Святителя Николая. Особое почитание образа связывают с моровым поветрием в Бежецке 1654 г., когда после принесения образа в город мор прекратился. Обитель имела широкую известность среди населения Вышнего Волочка и Торжка, подрядчики из которых заключали много строительных и хозяйственных контрактов с монастырём. Кроме того, монастырь располагался на Мстинском водном пути, который в Петровские времена планировалось сделать одним из судоходных путей в Санкт-Питербург.

***Могилёвская мужская пустынь – мужской монастырь основанный по приданию в верхнем течении реки Цны в XVIII веке преподобным Иовом Льговским. Основатель монастыря выступал против реформ Патриарха Никона и в конце-концов вынужден был покинуть обитель, так и оставшись приверженцем старого обряда. Особым почитанием преп. Иов пользовался у староверов. Но не смотря на это обитель процветала в XVII и XVIII столетиях и имела многих благотворителей в том числе и из старообрядческого купечества.


Назад к списку