Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Удомельский район. Село Николо-Стан. История Николаевского Удомельского погоста
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Удомельский район. Село Николо-Стан. История Николаевского Удомельского погоста

 

И.С. Мариинский. Николо-Стан. 1910-е гг.

Денис Ивлев

 «Где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы»…

Удомельский Николаевский погост в конце XVIII – начале XX вв.

Удомельский Николаевский погост – фактический предшественник современного города Удомля, административный центр Удомельской волости с самых древних времен. Его история наполнена различными событиями, будь то разорение в смутные времена, моровые поветрия, пожары или строительство новых храмов и усадеб, появление новых деревень и создание часовен.

История погоста уходит в глубь веков. Достаточно привести несколько упоминаний древних храмов, стоявших на этих местах. Первое упоминание погоста приходится на 1478 г. В Списке передачи волости Удомля от Новгородского владыки в личную собственность Великого князя Ивана III упоминается «Волость Удомля. Погост. На погосте церковь Никола Святой. 8 дворов, 1,5 обжи».1

В 7007 г. от Сотворения мира или же на 1498/99 год от Рождества Христова. В писцовых книгах Бежецкой пятины «письма Василия Григорьевича Наумова и Семена Захарьина сына Дятлова» записана «волость кормленская Удомля, владыченьская». Упоминается и церковь «на погосте церковь Никола святы» и первые известные жители так же упомянуты поимённо: «а дворов на погосте тяглых:  Миша, Фомко, Феофилатко, Стешко да Михал, Куземка, Максимко, Куземко бирич, Ивашко Бык».2

В 1551 г. в писцовых книгах Бежецкой пятины так же упомянут Удомельский погост: «В Никольском погосте в Удомельском церковь Николо Чудотворец, а дворов на погосте: двор дьяк Ромашко, дв. пономарь Яуш, двор пономарь же Ермолка, оба живут на черной земле на волостной, дв. проскурница Иринка на церковной земли без пашни, а пашни двема дьяком церковным и двема пономарям одно польце пашни, сеется 8 коробей, сена 10 копен, а в обжи не положены, земля церковная. Да церковные ж деревни Николские, дер. Сельцо: дв. поп Семен, пашни сеется 8 коробьи, сена 60 коп, а другая дер. Лука Николская ж: дв. поп Степан, дв. дьяк Гаврилко, пашни в 1 поле 7 коробьи, а в дву по тому-ж, сена 60 коп., земля церковная в обжи не положена. Да на погосте двор приезжий волостелин, да двор тиунский, без пашни оба».1

Описание 1626 г. отличается от описания середины XVI в. пустующими церковными дворами и землями. Под № 11 в Писцовой книге Бежецкой пятины значится «Погост Удомля что была волость Удомля на озере на Удомле…, а на погосте церковь Никола Чудотворец да предел Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на погосте ж место дворовое пономарево, место дворовое проскурицыно, пашни церковные перелогом и лесом поросло … земли пятнадцать четвертей в поле а дву по тому ж, сена двадцать копен, а во обжи церковная земля не положена». После Смутного времени, как мы видим, пашня заброшена, а места церковнослужительских дворов пусты».3

Нет при храме и попа: «да у той же церкви Николы Чудотворца церковная деревня попова, а в ней двор попов, а в нем живет вдовая попадья, пашни паханые церковные осмина да перелогом и лесом поросло двенадцать четвертей с осминою обоего пашня паханая и перелогу и лесом поросло середняя земля двадцать четвертей в поле, а в дву по тому ж сена пятнадцать копен, да деревня сельцо на речке на Съеже а в ней двор дьячков».3

Но в  данной работе мы остановимся подробнее на временных рамках в истории прихода, ограниченных концом XVIII и до 1937 г. – года закрытия и уничтожения последнего храма Удомельского Николаевского погоста.

Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII- XIX вв.

Имеющиеся в Тверском государственном архиве дела на период 1763 – 1793 гг. уже в своих заголовках ничего особенного из себя не представляют. Это обычные для того времени тяжбы, жалобы на проступки духовенства и прошения о перемещении по службе. Примером таких могут служить дела: «О причинении священником Дмитриевым майору Сысоеву обид» (1769 г.)4, «О дозволении дьячку Лукианову владеть полною дьяческою долею» (1777 г.)4, «О утверждении священника Дмитриева в должности сей в оном селе» (1782 г.)4 и т.д.

В.К. Бялыницкий-Бируля. Церковь на берегу озера Удомля. 1905 г.Самый интересный период в делах Удомельского погоста начинается в 1793 г. с дела «О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить». Две церкви в Удомельском Николаевском погосте существовали достаточно давно, особенно по меркам того времени. Были они деревянными и располагались рядом друг с другом. Первый храм в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежского построен  в 1720 г. Стоявший же рядом храм в честь Рождества Христова с приделом преподобного Александра Свирского выстроен в 1733 г. Отметим немаловажный факт, что оба храма располагались совсем близко друг от друга – в последующем расположение церквей изменится.5

Христорождественская церковь к 1793 г. обветшала весьма серьёзно. Была она «теплой» - т.е. не отапливалась и богослужения в ней проводились в холодное время года. В своём прошении прихожане погоста отмечают, что «строением церковь состоит в твёрдости», но в основании храма «бревна покривились на одну сторону», а посему они приняли решение «оную церковь вывесив, подвести новым лесом и камнем фундамент... и полы вновь вымостить, перекрыть главы… и обшить тёсом»6.

Прошение составили на имя Тверского архиепископа Иринея, который 14 июня прошение рассмотрел и «изволил предписать о переправке Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Удомельского погоста покривившейся от согнития исподних брёвен теплой Рождественской деревянной церкви от здешняго духовнаго правления дать того погоста священнику с прихожане указ»7.

Церковь исправили быстро. И снова, кроме будничных дел, в документах прихода мы ничего не находим. Чаще всего это дела о местах и вакансиях причетников: «О утверждении за учеником Смирновым диаконского места» (1802)4, «О переведении пономаря Алексеева в оное село» (1805)4, «О определении ученика Петровского во дьячка» (1806)4.

Удомельский Николаевский приход был небогат. Крупных каменных усадеб в приходе не было, так же как и серьёзных вкладчиков. Хотя стоял погост на довольно обжитом и оживленном месте. По соседству располагались Удомельский Иоанно-Богословский погост, на месте и рядом с которым в старину было два монастыря, довольно близко располагались Покровский Тихомадрицкий погост и село Островно. И всё же каменный храм в Удомельском погосте появляется раньше, чем в соседних приходах.

Представление о погосте и его окрестностях даёт «Описание Вышневолоцкого уезда», составленное в начале XIX в. Принадлежала храму «писцовая церковная земля Села Стана церкви Святителя Николая Чудотворца священно и церковнослужителей по обе стороны реки Съ эжи (так в тесте названа река Съежа – Д.И.) и при озерах Удомля и Песве, земля иловатая, урожай всякаго хлеба и сенные покосы средственны, лес дровяной березовой и осиновой»8.

Само село Стан значилось коллежской асессоршей Ольгой Алексеевной дочерью Балкова. Описывалось оно так «село при озере Удомле, две церкви деревянные: 1-я Святителя Николая Чудотворца с приделом Богоявления Господня и Сергия Радонежскаго Чудотворца. 2-я Рождества Христова с приделом Александра Свирскаго Чудотворца. В оном селе каждогодно бывает ярмонка июня с 18 по 21 число, на которую приезжают купцы из городов Твери, Вышняго Волочка, Торжка, Бежецка, Валдайска, Борович, Весигонска, Устюга, Кашина и Калязина, шелковыми, бумажными и шерстяными тканями, кожевенных товаров, серебряными, медными, оловянными и железными мелочными изделиями, а крестьян с хлебом, съестными припасами, с деревянною и глиняною посудою и с крестьянскими изделиями»8.

Последнее творение «Архитектурии ученика Ивана Телятникова».

Наступил 1807 г. Холодная Никольская церковь совершенно обветшала, и на сей раз прихожане погоста решили «собственным иждивением» с использованием церковной кошельковой суммы в 1300 рублей «вместо оной ветхой Никольской церкви построить вновь каменным зданием церковь во имя Богоявления Господня с приделом Чудотворца Николая»9.

Среди прихожан, поставивших подписи под прошением, можно отметить следующих помещиков: подпоручик Иван Васильев сын Аракчеев, надворный советник Алексей Дмитриев сын Давыдов, вдова коллежская регистраторша Анна Феофанова дочь Алексеева, подписавшие прошение лично. За отсутствовавших в этот момент помещиков расписались их доверенные лица или же управляющие имением: вместо тайной советницы Марьи Васильевой Ланской – управляющий статский совестник Петр Петров сын Тормасов, вместо порутчицы Елисаветы Андреевой Аракчеевой – староста Василий Григорьев (?), а по просьбе генерал-майора Степана Сергеевича Ланского – помещица коллежская ассесорша Ольга Алексеевна Балкова.

Особо интересен документ приложенный к делу – рапорт Вышневолоцкого духовного правления. В нём чётко описано состояние храмов погоста: «1-е в оном погосте деревянная церковь во имя Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежскаго Чудотворца, вместо коей прихожане просят построить каменный храм, весьма ветха и к падению склонна. 2-е место занимаемое оною ветхою церковию по тесноте кладбища и по причине насыпной земли и издревле погребаемых тут усопших к строению каменного здания неудобно…, а затем прихожанами к построению объявленного храма назначается другое, которое как по грунту земли, так и по пространству своему к построению церкви способно, и лежит близ реки Съэжи (Съежи – Д.И.) от существующей ныне ветхой деревянной церкви отступя на западе во сте сорока (саженях – Д.И.); земля под оным принадлежит по плану упомянутой Удомельской церкви и состоит ныне во владении той церкви священнослужителей… 3-е, церковной казны по приходно-расходным книгам и по шету находится во оном погосте в наличии 1499 р. 50 коп.»10.

Прошение прихожан возымело действие и епархиальное начальство в лице архиепископа Мефодия разрешило «на месте одной Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца построить каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом Святителя Николая по приложенному при том прошении плану с фасадом Архитектурии учеником Иваном Телятниковым»11.

Во-первых, стоит отметить редкость этого документа, т.к. в аналогичных делах фактически не встречаются упоминания архитекторов – авторов проекта. Здесь же случай особый. Во-вторых, Иван Михайлович Телятников – известный в Вышнем Волочке «архитекторский ученик». Он происходил из купеческого вышневолоцкого рода. После обучения «архитекторскому художеству» с сентября 1781 г. по февраль 1784 г. у губернского архитектора Ф.Ф. Штенгеля в Твери Иван Михайлович вернулся в Вышний Волочёк. Здесь с марта 1784 г. до своей смерти в 1807 г. он исполнял должность городского архитектора12.

Искусствовед Г.К. Смирнов отмечает: «Основные его обязанности касались жилой застройки: он обмерял отводимые жителям участки и составлял для них проекты домов, используя «высочайше апробованные» фасады. Кроме того, он наблюдал за строительством крупных городских сооружений – гостиного двора, соборной колокольни, церкви Петра и Павла, составлял сметы на ремонт некоторых общественных зданий (например, винного магазейна). Помимо проектно-архитектурной деятельности, И.М. Телятников занимался строительными подрядами (в частности, при возведении каменной ограды вокруг Казанского собора, при перестройке деревянного здания духовного правления), владел кирпичным заводом и гербергом (гостиницей с трактиром), а так же на протяжении многих лет служил в должности публичного нотариуса»12.

В метрических книгах Вышневолоцкого Казанского собора за 1807 г. есть запись о смерти Ивана Телятникова: «В декабре, 23. Купец Иван Михайлов Телятников, 45 лет. Тело сего умершаго предано земле по чиноположению церковному всем собором. Пред кончиною исповедован и святых таин сподоблен»13. Если следовать этой записи, то Богоявленский каменный храм в Удомельском Николаевском погосте стал последним творением Ивана Телятникова. По-видимому строился храм без архитекторского надзора. Этим фактом объяснятся причины того, почему первая каменная церковь просуществовала совсем недолго.

Старую деревянную церковь решено было употребить на обжиг кирпича. Для построения нового храма на новом месте выделено земли девяносто четыре десятины - под сам храм «потребно больше двух тысяч квадратных сажень»14. Архиепископ Мефодий наложил свою резолюцию 17 мая 1808 г.15 С этой даты начинается история каменной Богоявленской церкви, расположившейся на берегу речки Съежа.

«Складена весьма непрочно». Недолгая судьба первой Богоявленской церкви.

Строительство нового каменного храма растянулось до 1821 г. В октябре этого года надворная советница Аграфена Нилова жена Дадыдова направила Тверскому архиепископу Ионе «покорнейшее прошение». Мы приведём его полностью, т.к. оно фактически описывает новый храм.

«В приходском нашем Удомельском Никольском погосте, - писала Аграфена Ниловна, - по храмосданной грамоте, выданной от Его Высокопреосвященства Мефодия Архиепископа бываго Тверского на место пришедших в ветхость деревянных церквей устроен вновь каменный храм во имя Богоявления Господня с приделом в трапезе по правую сторону в честь Святителя и Чудотворца Николая, которой уже и ко освящению всем нужным приуготовлен. А как в той же трапезе по левую сторону имеется довольное пространство, ибо вся трапеза в ширину имеет девять сажень с половиною, почему я всеусерднейшее желание имею в упомянутой трапезе по левую сторону в соответственность построенному по правую руку Николаевскому приделу устроить в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца собственным моим иждивением не требуя от кого ни каковаго пособия, ещё придел к чему уже мною приличный иконостас и святыя образа приуготовлены»16.

В.К. Бялыницкий-Бируля. В конце зимы. 1907 г. Благочинный села Верескунова священник Василий Павлов 23 октября 1821 г. при составлении описи иконостаса для придела Сергия Радонежского дал такое заключение: «место назначенное для устроения придела преподобного Сергия в трапезе на левой стороне по обширности ея состоящей в длину из 4-х с половиною, а в ширину из 9-ти с половиною сажен и по симметрическому положению всего храма безпрепятственно и удобно позволяет устроить придел»17.

Иконостас, приготовленный Аграфеной Ниловной Давыдовой «гладкий с колоннами коринфическаго ордена капителями покрыт белою масленою краскою, карнизы и около образов рамы так же и резьба вызолочены золотом перваго номера на полименте»17.

Освятил Никольский придел «декабря 15 дня» 1821 г. вышневолоцкий протоиерей Василий Петров18. Тем же 1821 г. датируется и прошение прихожан «о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Святителя и Чудотворца Николая освятить»19.

Но на этом строительная история нового каменного храма Богоявления Господня не закончилась. Как видно из прошения от июня 1853 г. при храме имелась деревянная колокольня, а на самом храме был поставлен деревянный купол. Фактически существовавшую тогда церковь можно сравнить с сохранившейся ныне неподалёку церковью Святителя Николая в с. Грибны, построенную в 1810 г. Она так же имела изначально один придел в трапезной, прямые перекрытия и деревянный купол и колокольню. Осматривая храм в Грибнах, можно представить, как выглядела первая каменная церковь в Николаевском Удомельском погосте.

«И храм и колокольня от времени и нетщательной отделки пришли в ветхость, - писали священники и прихожане в своём прошении в 1853 г., - то по сей причине мы, нижеподписавшиеся, желаем для прочности и благолепия нашего храма, снять деревянную колокольню и вместо её построить каменную, и вместо деревянного на церкви кумпола устроить тоже кумпол каменный и постройки эти произвести на счет кошельковой суммы и денежнаго пособия прихожан»20.

Прихожане отмечают, что заготовили уже часть дров на обжиг кирпича, а так же просят командировать архитектора для составления сметы и плана.

Под прошением оставили подписи не только местные священник Евфим Алексеев Никольский, диакон Иоанн Яковлев Волков, дьчёк Антон Иванов Никольский и пономарь Пётр Тимофеев, но и помещики: статская советница Анна Григорьевна Левковец, полковник Рихард Зильман, титулярная советница Любовь Александровна Димбицкая, штабс-капитан Матвей Викторов сын Алексеев, губернский секретарь Николай Иванов Аракчеев, штабс-капитан Михаил Иванов Аракчеев. А так же свои подписи оставили за гвардии штаб ротмистра Павла Ивановича Сназина Тормасова староста Кирилл Иванов и за умершего полковника Николая Васильева Аракчеева староста Иван Алексеев (за него расписался грамотный крестьянин Кузьма Ефимов) и вольный хлебопашец сельца Мошной Горки крестьянин Понкратей Александров «за себя и за вольных хлебопашцев села Стану крестьян по личному их прошению».

Архитектором, который должен был составить план и смету, оказался вышневолоцкий городовой архитектор Александр Степанович Зеленский. Он осмотрел храм и дал неутешительное заключение: «каменныя стены и фундамент означенной церкви, как открылось, по освидетельствованию, складены весьма непрочно, так, что в настоящее время во многих местах имеются трещины, при том по ширине строения те стены весьма тонки и, как некоторые прихожане объявили, что во время кладки стен не было употреблено железных связей, а потому архитектор не нашел возможность устроить предполагаемые священнослужителями каменные своды, купол и колокольню при упомянутой церкви»21.

Строительная и дорожная комиссия нашла эти причины достаточными, что бы отказать в переделках, а так же велела заделать трещины и следить за тем, что бы они не образовались вновь и не появились в других местах храма22.

«Церковь каменная на каменном фундаменте».

Богоявленский храм, судя по имеющимся заголовкам дел Тверской духовной консистории, в 1860 г. после двух прошений об освящении храма (1858 и 1859 гг.), видимо, связанных с ремонтными работами, закрыли для священнослужения. Об этом свидетельствует дело «О воспрещении священнослужения в каменной церкви». А в 1863 г. последовало дело «О построении каменной церкви». Строительство Богоявленского храма растянулось до 1872 г.

 И.С. Мариинский. Николо-Стан. 1910-е гг. «Церковь каменная на каменном фундаменте длиною пятнадцать сажен, шириною восемь с половиною сажен, вышиною же четырнадцать сажен, - так подробно и в деталях описывает храм опись 1880 г., - Стены всей церкви отштукатурены и окрашены голубою краскою с написанием в главном алтаре вверху противу престола Господа Саваофа, в кумполе Святаго Духа, на дугообразных простенках Четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова, а снаружи так же отштукатурены, но окрашены белою краскою».23

Здесь стоит сделать небольшое отступление и упомянуть о времени создания росписи в храме. Несколько настенных изображений описи 1880 г. сменились более обширной росписью 1893 г. В Тверском архиве сохранилось прошение духовенства прихода, в котором «прихожане наши для благолепия и украшения церкви изъявили усердие украсить внутренность оной настенными священными изображениями на собственные свои средства». Прошение датировано апрелем 1893 г.24 К сожалению, имена художников и перечень живописных картин до нас дело не сохранило, но известно, что на роспись было потрачено 600 руб, которые ушли на оплату художникам.25

Теперь снова вернёмся к описанию храма: «В этой церкви в холодной половине один престол во имя Богоявления Господня, а в теплой – два, с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – Сергия Радонежскаго Чудотворца. Внутри церкви шесть колонных столпов, дугоообразно устроенные, коими укреплена связь стен храма и поддерживается весь корпус восьмиоконнаго круглаго кумпола, устроеннаго на своде оных и венчающего (неразборчиво) собою высоты храма. Пол во всей церкви и в алтарях деревянный не крашеный. Во всей церкви двадцать шесть окон… На церкви пять глав, оне покрыты листовым железом и окрашены зеленою краскою, а шеи оных белою краскою. На главах осмиконечные кресты из сосноваго дерева и обшиты белою жестью. Крыша на церкви железная, построена на деревянных стропилах и окрашены зеленою краскою. Входныя двери в церковь деревянныя с трех сторон. Паперть каменная с одной столько западной стороны…».23

Строили церковь «с благословения бываго Высокопреосвященнейшаго Филофея … общим иждивением прихожан и доброхотных дателей с помощию церковной кошельковой суммы под особенным попечением состоящего в приходе оной церкви крестьянина Диомида Никитина, а по смерти его Инженер-Полковника Рихарда Иаковлева Зильман».26

Первым освятили придельный алтать с правой стороны тёплого храма в честь Святителя Николая Чудотворца. «Антиминс священнодействован Высокопреосвященнейшим Филофеем в 1872 г. сентября 3 дня»27, - дополняет информацию опись храма, а так же и уточняет, что освящение состоялось «в 1872 г. ноября тринадцатаго числа села Островна священником Алексием Иосифовым Тихомандрицким».26

Освящение главного престола произошло в 1876 г. ноября 13 дня. Освящение возглавил священник села Островно о. Алексей Тихомандрицкий.28 Антиминс главного алтаря храма «священнодествован Высокопреосвященнейшим Филофеем в 1875 г. ноября 2 дня».29 Главный алтарь храма украшала «икона Живоначальной Троицы живописная… в раме вызолоченной на полимент».30 Главный иконостас храма был «новый деревянный», окрашенный «кобельтом» и выделялся «карнизами, витыми колоннами и резьбою позлащенной на полимент». Построили в год освящения храма «в 1876 г. в три яруса на иждивение прихожан с помощию церковной кошельковой суммы».31

С правой стороны от Царских врат в иконостасе помещалась храмовая «икона Спасителя – Богоявление без оклада», а по левую сторону «Казанския Божия Матери, живописная». В центре второго яруса выделялась икона Господа Саваофа, а в центре третьего – Живоначальной троицы.

Придельные иконостасы зимнего храма согласно описи «окрашены кобельтом и вызолочены на полимент в два яруса». Третий придел храма 12 ноября 1878 г. освятил благочинный священник с. Котлован о. Александр Лампсаков.28  

Для полноты картины мы приведём описание каменного храма из «Ведомости страховой оценки 1910 г.» Документы сохранили для нас словесный «портрет» и точные обмеры храма.

Николо-Стан. Богоявленский храм. 1910-е гг. Архив Д. Подушкова«Богоявленская церковь каменная на тесанном каменном фундаменте – цоколе, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта снаружи известковою краской, внутри серой клеевою краской и живописью по стенам и на потолке, крыта железом, крашеным зеленою маслянною краской. Длина церкви с колокольней 16 сажень, наибольшая ширина 7 аршин, высота до верха карниза 5 сажен; на церкви имеется одна большая глава и 4 малых (над алтарями), больших окон 24 штуки, малых 4 штуки, дверей наружных обшитых железом 3, внутренних двухстворчатых 4 штуки.Иконостас в храме длиною 21 аршин, вышиною в 6 аршин (оценен в 2500 руб.) – в трапезе с правой стороны иконостас длиною в 7 аршин, шириною в 5 ½ аршина (оценен в 800 руб), в трапезе с левой стороны иконостас такой же меры (оценен в 800 руб.) Церковь отопляется 2 изразцовыми голландскими печами.Колокольня в 3 яруса высотой до карниза 18 сажень»32.

«Ведомость о церкви Богоявления Господня в погосте Удомельском Николаевском за 1910 г» дополняет сведения о числе престолов храма: «Престолов пять: 1) во имя Богоявления Господня, 2) во имя Великомученика Пантелеимона, 3) во имя Прп. Александра Свирскаго, 4) во имя преп. Сергия Радонежскаго, 5) во имя Святителя Николая»33.

В летнем храме к единственному центральному престолу добавились ещё два боковых придела. При чём, согласно сведениям за 1901 г. к трем первым престолам добавился ещё один в тёплом храме в честь вмч. Пантелеимона, а к 1910 г. освятили и последний пятый престол преподобного Александра Свирского.  Добавление последнего престола, очевидно, связано с упразднением и переносом в д. Ряд Христорождественской церкви, где был такой престол. Действительно, в Клировых ведомостях 1910 г. второго деревянного храма в приходе уже не упоминается.33

Судьба церкви Рождества Христова.

Деревянный Христорождественский храм был известен на картинах художников, творивших в этих местах, достаточно давно. Художник Бялыницкий-Бируля оставил два изображения храма на картинах «Церковь на берегу озера Удомля, 1905 г.» и «В конце зимы, 1907 г.».34

Кроме картин, до наших дней дошло и словесное описание храма. Уже известная нам опись 1880 г. приводит следующие сведения о внешнем облике и интерьерах храма: «Церковь деревянная на каменном фундаменте, длиною восемь сажень и три четверти и шириною четыре сажени с тремя четвертями, на высоту точно определить невозможно. Стены церкви изнутри обиты шпалерами, а снаружи обшиты тесом и окрашены охрою. В этой церкви в холодной половине один престол во имя Рождества Христова, а в теплой один же с левой стороны во имя Преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Столпов в ней нет, а верх утвержден на стенах с потолками и в той и в другой частях. Пол во всей церкви и в олтарях деревянный не крашенный. Во всей церкви одиннадцать окон… На церкви две главы покрыты белою жестью. На главах восьмиконечные кресты из сосноваго дерева обитые белой жестью, а на главной крест укреплен 4-мя железными цепями».35

Христорождественская церковь являлась одним из немногих древних деревянных храмов Вышневолоцкого уезда. «Сия церковь выстроена иждивением прихожан в 1730 г. и освящена в том же году», - записано в описи. Освящение церкви можно датировать летом 1730 г. – в придельном алтаре был антиминс «священнодействован Феофаном архиепископом Новгородским и Великолуцким в 1730 г. мая 2 дня».36 Хранились в храме и другие старинные предметы.

Христорождественский храм. Фото 1902 г.Например, иконостас церкви был «гладким с прорамками позлащенными на гульфарбу, а тело окрашено зеленою краскою в два яруса». По правую сторону имелась икона Рождества Христова, а по левую – Знамения. Самое старое Евангелие «построенное приходскими людьми в Москве» датировано 20 марта 1748 г.37 В библиотеке храма хранилась «печатная книга, данная от графа Аракчеева для поминовения с перечислением его рода 20 мая 1800 г.».38

Естественно, что старинный храм на берегу удомельского озера вызывал немалый интерес не только художников, но и ценителей древностей. Начало XX века – период расцвета интереса к памятникам старины. И поэтому, когда у священнослужителей погоста возникло желание разобрать ветхий храм, то Тверская духовная консистория, сделав фотоснимок, испросила разрешения на слом храма у Императорского Археологического общества.

25 июля 1902 г. снимок отослали, а 31 июля информацию рассмотрели на заседании Археологического общества, которое состоялось под председательством графини П.С. Уваровой. Решено «просить сообщить маршрут для поездки, с целью осмотра означенной церкви». Консистория маршрута не сообщила, а выдержав некоторое время, 4 марта 1904 г. послала ещё один запрос в Археологическое общество «не признает ли оно возможным доставить свое заключение по отношению Консистории от 25 июля 1902 г. относительно предполагаемой сломки деревянной церкви». В ответ на этот запрос решено «просить А.Ф. Мейснера, взявшего на себя поездку, осмотреть храм в возможно непродолжительном времени».34

Храм так и не был сломан. Но моменты, связанные с решением его судьбы, возможно, и повлияли на решение В.К. Бялыницкого Бируля написать картины с видами деревянного храма в 1905 и 1907 гг. Так же и в 1908 г.(?) появилась картина Н.М. Аксакова «Николо-Стан» с изображением деревянной Христорождественской церкви. По свидетельству известного удомельского краеведа Н.А. Архангельского «церковь в начале XX века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена».1

Кстати, в д. Ряд была в конце XIX в. «часовня во имя св. преподобномученицы Анастасии Римляныни, деревянная, четырехугольная, одноэтажная с крыльцом с западной стороны, с деревянными осмиконечными крестами, обитыми жестью, покрыта и обшита тесом, крыша красною краскою, а стены черною, посреди деревни длиной и шириной три сажени».39

Христорождественская церковь исчезает из церковных документов в 1910 г., благодаря чему мы можем определить период разбора храма и перевоза его в д. Ряд крайними датами 1907-1908 гг. – изображение на картине В.К. Бялыницкого-Бируля и Н.М. Аксакова и 1910 г. – отсутствием упоминания храма в Клировых ведомостях.

Последние годы существования прихода.

Н.М. Аксаков. Николо-Стан. 1908 г.Согласно сведениям 1901 г. настоятелем храма был священник Миколай Малинин 38 лет от роду, диакон Георгий Иоаннович Худяков 32 лет и псаломщик Иоанн Никольский 47 лет. Церковным старостой прихода значится в Клировых ведомостях значится крестьянин Аггей Аггеевич Марков, состоящий в должности «первое трехлетие».40

Остановимся на его личности чуть подробнее. Потомственный почётный гражданин, землевладелец д. Акулово Вышневолоцкого уезда, имел по два дома в Серпухове и в Новогиреево (ныне г. Москва), дом в Москве и два имения в Вышневолоцком уезде. Аггей Аггевич избран старостой прихода в 1898 г.41 Он упоминается старостой в 1901 г., затем в 1910 г. – «староста при церкви крестьянин д. Акулова Аггей Марков».

Впечатляет список наград старосты прихода: две серебряные – одна на Андреевской ленте, другая на Станиславской ленте медали, одна золотая медаль, орден Св. Анны III степени «за сооружение на личные средства домовой церкви в Максимилиановском приюте в г. Москве от 3 февраля 1911 г.» и вместе с получением ордена – потомственное почётное гражданство от 1912 г. Кроме всего этого, две «светлобронзовыя медали» за участие в Добровольной народной охране и в Добровольной дружине при Высочайших переездах.41

У потомков старосты сохранилась икона из царских врат (возможно Богоявленской церкви) с изображением евангелиста Марка. Пока другие подробности жизни церковного старосты не найдены, но из его послужного списка ясно, что были благодеяния и для Николо-Станского прихода.

Из последующих документов известно, что Аггей Аггеевич пробыл бессменным старостой прихода до 1930 г., т.е. вплоть до своего ареста. Свидетель обвинения в числе прочего рассказал на допросе о старосте: «В силу больших налогов он перебрался жить в дер. Акулово Юрьего-Горского с/с, где выстроил себе шикарный дом, развел хороший сад, круглый год держал батрака и был церковным старостой, где собирал золото, медь и серебро сплавления его в Москву, сливал там колокола и так же отправлял туда всё сырьё, как льноволокно и холст собранный от гр-н по приходу и там сбывал его по вышшей цене»42

В 1910 г. в приходе служили священник Димитрий Федорович Петропавловский, 36 лет, диакон Георгий Худяков, 45 лет и псаломщик Николай Алексеевич Ильгорский, 23 лет. Через пять лет священник и диакон оставались прежними, а псаломщиком значится Иван Климин, 22 лет.43

1930 г. датируется первая попытка снять колокола. В связи с выступление против жителей окрестных деревень были арестованы староста Аггей Марков и священник Павел Богоявленский. Из протокола допроса об о. Павле Фёдоровиче Богоявленском известно, что на 1930 г. ему было 40 лет  – родился в 1889 г. По данным ПСТУ родился будущий священник в с. Никольском Удомельского района. Скорее всего имеется в виду с. Николо-Стан. Сам он о себе в допросе показал: «Сын дьякона села Ново Георгиевское Новоторжского уезда Тверской губернии». Затем отца рукоположили во священника и тот служил в с. Верескуново Вышневолоцкого уезда и в с. Балдеево Бежецкого уезда.44

Икона Евангелиста Марка. Принадлежала А.А. МарковуОбразование получил в духовной семинарии. В 1910 г. поступил учителем в с. Верескуново. В 1914-1915 гг. воевал «в команде связи». Затем снова учительствовал в Верескуново до 1922 г., после чего, очевидно, был рукоположен в сан священника. 24 октября 1929 г. о. Павел был осуждён за невыполнение хлебозаготовок по ст. 61 ч. 2 и приговорён к 1 году лишения свободы с заменой штрафом в 1000 руб. В ноябре 1929 г. у него новая власть изъяла «1 лошадь, 1 корову, 1 поросёнка, дом, двор, сарай, баню».44

5 февраля 1930 г. священник повторно был арестован по обвинению «противодействие закрытию церкви». Тройкой ПП ОГПУ 25 апреля 1930 г. вынесен приговор «ссылка в Северный край условно, из под стражи освободить».45

У священника была супруга Екатерина 35 лет и дочери Елена – 6 лет и Мария – 5 лет...44

Последнее упоминание священника относится к 1933 г. Его восстановили в избирательных правах.1 Возможно, что он прослужил в храме до закрытия в 1936-1937 гг. Дальнейшая судьба священника Павла Фёдоровича Богоявленского не известна…

В 1935 г. наступления на храм в Николо-Стане – так стал называться Николаевский Удомельский погост в XX веке, по сведениям краеведа Н.А. Архангельского, продолжились. 8 апреля 1935 г. по распоряжению Комиссии по делам культов началось проведение учёта и переоценки предметов культа и драгоценных металлов и камней храме с. Стан. 13 мая Удомельский РИК постановил «использовать тесанный камень от ограды для фундамента вновь строящейся амбулатории».1

20 июня после постановления РИКа с храма сбросили колокола.1 В описи 1880 г. значилось на колокольне шесть колоколов. На самом большом из них весившим 18 пудов 5 фунтов была выбита надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу. Вылит сей колокол Тверской епархии Губернии Вышневолоцкаго уезда в Николаевский Удомельский погост к Богоявленской церкви в Царствание Государя Императора Александра II старанием местнаго священника Василия Петрова Малинина, церковнаго старосты Ивана Архипова, прихожанина (Л. 35) Кирилла Иванова и прочих прихожан и сборщика Якова Андреева 1878 года 25 февраля. Лит в заводе Н.Д. Финдляндского в Москве».46

«Закрыть… на снос и использование материалов».

Священство погоста с. Николо-Стан. Фото нач. XX в.В Государственном архиве Российской федерации сохранилось дело о закрытии церкви в с. Николо-Стан. Листы приложены в разнобой, но если расставить их по числам, то читаются они, как сводки с фронта.

Уже с 1936 г. удомельские районные власти пытались закрыть храм в Николо-Стане. Решение о закрытии по инстанции отправили в Калинин.

11 сентября 1936 г. в заключении Комиссии культов Калининского облисполкома указано, что в церкви летом этого года произведен ремонт, покрашена крыша и сделаны иные работы. «Если закрывается на снос, то зачем вообще надо было вводить религиозное общество в расход», - комиссия задала совершенно логичный вопрос.47

16 октября дело о закрытии церкви в с. Николо-Стан возвращено обратно в Удомлю.48

3 марта 1937 г. «колхозницы д. Ряд» написали во ВЦИК заявление, которое хочется привести полностью, т.к. оно показывает, как на самом деле собирались подписи за разрушение церкви.

«У нас в Удомле решили построить образцовую школу и на постройку её наметили на материал разрушить нашу Николо-Станскую церковь, - писали жительницы д. Ряд, - но что бы её взять, нужно добровольное согласие нас верующих. Наш колхоз д. Ряда самый большой из общины, около 150 домохозяев. Вот с нашего колхоза учителя и начали. Первый раз приехали и сделали собрание, предложили нам добровольно отдать церковь нашу на постройку школы, ложно уверяя нас, что все прочие колхозы уже подписались; но мы категорически сказали, что церковь построена на наши тряпки и она нам нужна и мы не отдадим её. Потом учителя приехали и ходили по домам и спрашивали, нужна ли школа не упоминая о церкви; конечно, многие, у кого есть дети, говорили, что нужна и подписывались. Видя, что учителя так напирают на наш колхоз, мы стали следить за их приездами. Вновь они приехали и собрали школьников и подростков, а нас женщин вытолкали вон и двери заперли; школьников заставляли подписываться, но один из молодых людей вошёл к ним и указал на незаконные их действия, что малолетние не могут решать религиозных вопросов. Не прошло и нескольких дней, опять приехали и созвали одних мужчин, но вместе с мужьями пришли и мы женщины; нас стали гнать, сказав, что мы вас не звали, уходите!, а мы на это ответили, что мы женщины такие же равноправные не уйдём пока вы не уйдёте; тогда они потушили огонь и сидели в темноте, думая этим удалить нас, а мы не уходили и собрание закрылось. Колхозника Ивана Клевцова вызвали в контору и велели ему подписаться к ведомости, а когда он подписался, над ним стали смеяться, что он подписался к закрытию церкви; он стал протестовать и просил его вычеркнуть. Колхознику Григорию Петрову Кириллову сказали, что ему не хватает хлеба, так можно будет дать хлеба и денег, если он подпишется к закрытию церкви. Когда колхозники спускались в возку, совсем собрались в отправку, предколхоза Матросов вызвал их и предложил им подписаться к закрытию церкви. Многие из них, опасаясь, что иначе их не пустят на заработки подписались. Такими приехали и получили подписи. Но мы, женщины, считаем, что таковые их действия являются и насилием и обманом, противозаконными к ст. 124 Сталинской Конституции и просим эти их подписи считать недействительными. Не надеясь получить защиты наших прав от местной власти, так как всё это происходит, очевидно с её ведома, мы непосредственно обратились во ВЦИК и просим сделать надлежащее распоряжение о прекращении насилия над нами и нашими мужьями, не только нашего колхоза, но и всех колхозов нашей общины и оставить Николо-Станскую церковь в нашем пользовании.

К сему и подписуемся. Березина Афимья, Петрова А. Петрова Над. Желенкова К.Горунова Н. за Горбунова А, Степанова В…».49 Всего к заявлению приложено ещё два листа подписей.

16 марта датировано ходатайство Удомельского райисполкома о закрытии и использовании Николо-Станской церкви на строительство школы, направленное во ВЦИК. «В настоящее время полная средняя школа расположена в четырёх /ветхих/ зданиях и не приспособлена для прямого назначения, кроме того, 300 человек вынуждены заниматься во вторую смену. Население выражает согласие на строительство школы…», - писали чиновники РИКа.50

К ходатайству приложены протоколы собрания молодёжи деревень Ванюнькино, Щеберино, Красный Ряд, Борисово, Красный Маяк – всего 42 человека и протокол собрания граждан д. Гарусова Роща – 39 подписей за снос храма.51

17 марта в комиссию культов ВЦИК Удомельский райисполком выслал дело о закрытии церкви и передачи её под школу. К делу был приложено заключение о том, что здание предполагается использовать под школу «на снос и использование материалов».52 1 мая возмущённый медленным ответом председатель райисполкома Грешнов написал во ВЦИК: «Сегодня 1 мая, а никакого постановление о закрытии церкви нет, а так же нет и отмены нашего постановления».52

19 апреля 1937 г. во ВЦИК поступило заявление от церковного совета Николо-Станской общины, в котором верующие писали: «Для верующих нашей общины дошли сведения, что в Калининском облисполкоме состоялось постановление о закрытии церкви нашей общины… По мнению членов общины постановление облисполкома о закрытии нашей церкви возможно объяснить только тем, что местной районной властью были представлены в облисполком какие-либо сведения не соответствующие действительности. В виду изложенного верующие общины, которых по последней регистрации в общине числится 879 человек, что видно из прилагаемого списка, поручили церковному совету вновь обратиться к Центральной власти с просьбою, что бы Николо-Станский храм остался за общиной верующих…».53 В числе первых стоят подписи Григория Алексеева, Параскевы Архиповой, Александра Архипова, Александра Маркова…

23 июня 1937 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление Калининского облисполкома о закрытии церкви в с. Николо-Стан Удомельского района. Постановили: церковь закрыть, здание передать под школу.54

По сведениям краеведа Н.А. Архангельского церковь взорвали и разобрали ещё до официального закрытия органами центральной власти! Ох и не терпелось же местным чиновникам сломать храм, стоявший на месте, где начиналась Удомля! Н.А. Архангельский пишет: «разборка взорванной церкви затянулась, кирпич всю зиму 1936-1937 гг. возили на строительство Дома культуры и средней школы». 1 Странно, но заявление верующих датировано 3 марта 1937 г. и сносе храма нет ни слова, только о закрытии. И всё же в 1937 г. храм взорвали.

7 июня 1938 г. было решено за счет 30 тысяч кирпича Становкой церкви построить к 1 августа 1938 г. кирпичную мельницу (ул. Володарского), позже переданную районной библиотеке. Поликлинику построили деревянную, а кирпич, ей предназначавшийся, пошел на школу. Школа, её первая очередь, вступила в строй осенью 1937 г., к этому времени был достроен из становского кирпича Дом Культуры. А на месте церкви осталась гора неразобранного материала…».1

 «Пусть едет ко мне сюда…»

Сейчас о каменном и деревянном храмах Удомельского погоста напоминают лишь кучи щебня и отдельные гранитные блоки, а само храмовое место теперь покажут лишь только краеведы, да местные жители, что ещё помнят о том, что где-то здесь был древний Удомельский Николаевский погост.

К счастью, храм не исчез бесследно, сохранилась картина с изображением каменного храма Богоявленского Удомельского погоста, а так же и фото, обнаруженное краеведом Дмитрием Подушковым.

Первое известное нам изображение храма – картина художника А.Б. Лаховского «Сумерки». На картине, найденной Д.Л. Подушковым в Омском музее изобразительных искусств, храм представлен лишь белым мазком с голубыми крапинками куполов.

Казалось, это всё, что напоминает о погосте. Но в 2015 г. все изменилось. Олег Поченты – потомок диакона Георгия Худякова прислал рисунок Богоявленского храма. В комментарии он написал: «Это Богоявленская церковь в Николо-Стане. Картина написана мужем одной из дочерей Худякова Георгия Мариинским Иваном Семеновичем». Мариинский брал уроки рисования у художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля, жившего по соседству.55

Когда этот очерк готовился к публикации, в 2019 г., появилось и фото храма, подтвердившее то, что на картине Мариинского изображен именно храм в Никольском Удомельском погосте.

6 сентября 1929 г. В.К. Бялыницкий-Бируля в письме И.Э. Грабарю написал пророческие слова: «если болит душа или гложет сердце, пусть едет ко мне сюда, где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы (моя церковка деревянная в Третьяковской галерее), а у Покрова старый надтреснутый колокол кого-то зовет, о ком-то плачет»…

Не зовут колокола на Удомле, но каждого ищущего истоки ждёт здесь старинная земля Святителя Николая.

Благодарю за помощь в подготовке документов Сергея Андрея, Дмитрия Беневоленского, Олега Поченты, Дмитрия Подушкова, Владимира Маркова.

Примечания:

  1. Н.А. Архангельский. Стан. Из книги «История деревень Удомельского района», 1999-2002 гг. Текст размещен на форуме Путник.ру: http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=662&start=45.
  2. Писцовые книги Новгородской земли. Т. 1. Москва, Древлехранилище, 1999. - С. 180.
  3. РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 723. Писцовые книги Бежецкой пятины Тверской половины, ЛЛ. 189, 189 об, 190.
  4. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Опись дел Удомельского Николаевского погоста.
  5. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 1. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви. 1807 г.
  6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2107. Дело о дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить. 1793 г.
  7. Там же, Л. 2.
  8. РГИА, Ф. 1350, Оп. 312, Д. 166 «Экономическое описание Вышневолоцкого уезда», электронный архив: изображение 590-591.
  9. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112 «Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви», Л. 1.
  10. Там же, Л. 6.
  11. Там же, Л. 16.
  12. Г.К. Смирнов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3/ Отв. Редактор. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. С. 137-138.
  13.  ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 14439, Метрическая книга Вышневолоцкого уезда за 1807 г., Л. 46.
  14. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 16.
  15. Там же, Л. 19.
  16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2119, «Дело о дозволении Вышневолоцкой помещице надворной советнице Аргафене Ниловой Давыдовой в приходском того ж уезда в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном каменном храме устроить придел во имя Преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца. 1821 г.», Л.1.
  17. Там же, Л. 3.
  18. Там же, Л. 9.
  19. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2120. Дело о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Св. и Чудотворца Николая освятить. 1821 г.».
  20. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2126, «Дело о командировании Архитектора в Никольский Удомельский погост для составления сметы и плана на построение каменной колокольни и вместо деревянного на церкви каменного купола. 1852 г.», ЛЛ. 1-2.
  21. Там же, ЛЛ. 9-9 об.
  22. Там же, Л. 10.
  23. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18967. Опись Удомельско-Николаевской церкви и ея имущества в Удомельско-Никольском погосте Вышневолоцкого уезда Тверской епархии. 1880 г. ЛЛ. 1-2.
  24. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2127. Дело по прошению священноцерковнослужителей и церковного старосты погоста Николаевского Удомельского Вышневолоцкого уезда о разрешении произвести стенную живопись вышеписанной церкви», Л. 1.
  25. Там же, Л. 6.
  26. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18967, Л. 2 об.
  27. Там же, Л. 4.
  28. Там же, Л. 17.
  29. Там же, Л. 3.
  30. Там же, Л. 3 об.
  31. Там же, Л. 5 об.
  32. РГИА, Ф. 799, Оп. 33, Д. 2041 «Ведомости страховой оценки за 1910 г.», Л. 43.
  33. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176 «Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости», Л. 836.
  34. ЦИАМ, Ф.454, Оп.3, Д.92, ЛЛ. 55 – 63. Подробнее в статье: Д. Ивлев. Христорождественский храм в погосте Николо-Стан. Сайт Матвеево.приход.ру: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1200876.
  35. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18967, ЛЛ. 13-13 об.
  36. Там же, Л. 13 об.
  37. Там же, ЛЛ, 16-17.
  38. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», Л. 302.
  39. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18967, Л. 35.

О часовнях прихода с. Николо-Стан.

Кроме часовни в д. Ряд по описи значится и часовня в д. Сухарево: «Часовня во имя Святителя Димитрия Ростовскаго Чудотворца в деревне Сухарева, деревянная, четырехугольная, одноэтажная с крыльцом с западной стороны, с деревянными осмиконечными крестами, обитыми жестью, покрыта и обшита тёсом, крыша красною краскою, а стены желтой, на конце деревни, длиною две сажени и два вершка, шириною две сажени и аршин (Там же, Л. 37 об. – 38).

В Клировой ведомости 1900 года значится и ещё одна часовня в д. Мосты: «В д. Мостах, зданием деревянная, на каменном фундаменте, во имя святителя Митрофания Воронежскаго Чудоторца. Построена в 1883 г. усердием крестьян означенной деревни в память мученической кончины Императора Александра 2, среди деревни, тверда и обнесена деревянною оградою» (ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16174. Клировые ведомости за 1900 г., Л. 558)).

  1. И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник, 1901 г., Тверь. – С. 243.
  2. РГИА, Ф. 796, Оп. 438, Д. 198. Формулярный список о службе чина духовного ведомства Маркова Агея Агеевича, церковного старосты Удомельского Николаевского погоста Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
  3. ТЦДНИ, Ф. 7849, Д. 5612 с., Л. 19.
  4. Справочная книга по Тверской епархии, Тверь, 1915. - С. 147.
  5. ТЦДНИ, Ф. 7849, Д. 5612 с, Л. 158.
  6. Богоявленский Павел Федорович. Сайт ПСТГУ. Ссылка: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu-feCivu8fdOrVeeWd66yUceKf67GZd8vUfe8ctk*.
  7. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18967, Л. 34.
  8. ГАРФ, Р-5263, Оп. 1, Д. 838, Л. 33.
  9. Там же, Л. 32.
  10. Там же, ЛЛ. 28 – 28 об.
  11. Там же, ЛЛ. 35-36.
  12. Там же, Л. 38.
  13. Там же, Л. 4.
  14. Там же, ЛЛ. 5-5 об.
  15. Там же, Л. 1.
  16. Д. Ивлев. Богоявленский храм с. Николо-Стан.  Сайт Матвеево.приход.ру: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1200877.

 

 

 


Назад к списку